|
приспосабливаться, например, садясь поближе ко вкусному пирогу или комбинируя
приправы таким образом, чтобы пища лучше переваривалась, но его
целенаправленные усилия являются лишь незначительными деталями, а основное его
состояние - это погруженность в сам процесс питания.
Вопросы к читателю. Любите ли вы готовить пищу? Чувствуете ли вы, как процесс
готовки вовлекает вас в себя целиком, подчиняя себе вашу волю, или вы вполне
управляете им своей волей? Какую пищу вы предпочитаете - однородную, или
состоящую из кусочков, которые можно различить на вкус? Верите ли вы в то, что
правильным питанием можно существенно влиять на свое здоровье?
Следуете ли вы принципам правильного питания? Помогают ли они вам реально?
Чувствуете ли вы, что определенные виды пищи причиняют вред вашему здоровью?
Пытаетесь ли вы избегать такой пищи? Удается ли это вам? Когда вы едите пищу,
приготовленную не вами, смущает ли вас незнание ее рецепта, незнакомство с
поваром? Умеете ли вы с помощью пищи управлять настроением и волей ваших
близких?
Физическое тело и его движение
Иньский подход к телу заключается в том, что человек его переживает. Он ничего
с ним не делает и не ставит это своей целью, но, например, в негативном
варианте огорчается по поводу кривизны ног, толщины или худобы живота,
неправильной формы и расположения грудей и т.п. Янский подход, напротив,
воспринимает тело как объект для приложения усилий, как форму, которую
необходимо совершенствовать и приводить к желаемому виду. Ведомый янским
архетипом человек идет в тренажерный зал, к косметологу, к массажисту, иногда
даже к хирургу, садится на жестокую диету, ест полезную еду и т.д.
Иньский взгляд на тело воспринимает его как источник наслаждений. Такой человек
предпочтет понежиться на пляже, позагорать в солярии, уютно устроиться на
диване, будет обращать большое внимание на простыни, на которых он спит, и на
удобство одежды, в которой он ходит. Наоборот, янский взгляд на тело
рассматривает его как инструмент существования человека в мире. С помощью тела
можно делать многое. Например, ноги могут перенести вас в другое место
пространства, руками можно взяться за ручку двери и открыть ее, ими же можно
дать в зубы своему врагу и обнять любимую женщину. Ведомый иньским архетипом
человек больше обращает внимание на ощущения в своем теле и на тело как
таковое; ведомый янским архетипом, он обращает внимание на работу, которую
исполняет тело, - тащит рюкзак - и результаты этой работы.
Тонкий вопрос - это проявление архетипов инь и ян в самом физическом теле.
Традиционный взгляд делит тело на переднюю и заднюю части. Лицом, грудью,
животом и передней стороной бедер управляет ян, задней частью - затылком, шеей,
спиной, ягодицами, задней частью ног управляет инь. С точки зрения внутреннего
устройства, ян шествует над органами, которые управляют процессами в организме:
головным мозгом, железами внутренней секреции, выделяющими гормоны,
поперечно-полосатой мускулатурой (той, которая позволяет человеку двигаться в
окружающем пространстве). Инь управляет тканями как таковыми, подчиняющимися
воздействию гормонов и нервных сигналов. Нервы, как известно, делятся на
эфферентные и афферентные, то есть передающие управляющее воздействие мозга -
головного и спинного - и воспринимающие внешние раздражители и передающие
соответствующие сигналы в мозг. Первые относятся к архетипу ян, вторые - к инь.
Во рту, в желудке и в толстом кишечнике идет интенсивная трансформация пищи,
поэтому эти органы относятся к янскому архетипу, а в тонком кишечнике идет
всасывание и ассимиляция желудочного сока, поэтому они могут быть отнесены к
иньскому архетипу. Кровь сама по себе относится к архетипу инь, но различные
путешествующие по ней активные агенты - гормоны, лимфоциты, лейкоциты - им
покровительствует ян. Лимфа и жир сами по себе относятся к инь, но
лимфатические узлы - к ян. Читатель, знакомый с анатомией и физиологией, может
продолжить это описание самостоятельно, возможно, уточнив и скорректировав
дилетантские суждения автора по этому вопросу.
Движения тела также довольно четко делятся на иньские и янские. Иньские
движения как бы ограничивают тело определенным кругом, например, когда человек
защищается, он скрещивает руки на груди - типично иньский жест, сводит колени
вместе - тоже типично иньская позиция. Наоборот, открытые движения,
раскрывающие грудь человека, поднятие головы, жесты, направленные вперед и
вверх, имеют отчетливый янский характер. Когда человек закрывает или прикрывает
глаза, он отчетливо активизирует архетип инь; наоборот, когда глаза у него
раскрываются и, как говорится, зажигаются огнем, когда голова выдвигается
вперед, а жесты направляются в сторону собеседника, очевидно активен ян.
Активность иньского или янского архетипа видна по положению ладоней: если кисти
расслаблены и повернуты к предплечьям под углом девяносто градусов - это,
скорее всего, означает активность инь. Если кисти, наоборот, напряжены и
являются продолжением предплечий, активен ян.
И в заключение, коснемся темы одежды. Иньская одежда свободная, ниспадающая,
ненатянутая, в которой человеку комфортно находиться и, может быть, не особенно
удобно работать. Это длинные платья, свободные восточные халаты с широкими
длинными рукавами, вообще изобилующая складками ткань. Иньская одежда может
быть очень красива, ей можно долго любоваться, она представляет собой вместе с
человеком, ее носящим, некоторую единую картину, которая кажется завершенной,
заключенной иногда даже в рамку, так что мысль о том, что она может начать
действовать, не приходит человеку даже в голову.
Наоборот, янская одежда обычно более экономна, более облегает тело и
предполагает его готовность к определенным действиям. Она менее красива, зато
более функциональна. Если в качестве примера взять средневекового рыцаря, то
|
|