|
воспринимать и считать адекватными выражение эмоций в одних формах и совершенно
не принимать их в других. Почему это так - вопрос особый, однако, осознав это
обстоятельство, человек иногда делается существенно мягче и терпимее.
Любовь
Любовь - это одно из самых сложных понятий, с которым сталкивается человек, и
видимость его простоты, доступность даже и ребенку вводит в заблуждение людей,
когда они общаются друг с другом и употребляют это слово, придавая ему
совершенно разный смысл. Здесь различие в модальностях его понимания совершенно
принципиально. Любовь - это состояние или занятие, фон или содержание, бытие
или цель?
Иньский взгляд на любовь понимает ее как определенное состояние, своего рода
озаренность Божественными лучами, особого рода благодать, которая опускается на
человека и проникает во все его существо. Бывают также и внешние ситуации, в
которых царит любовь, и в них же ощущается мягкое, благожелательное
Божественное присутствие. Любовь в ее иньском понимании можно как-то заслужить,
как-то ее заработать, можно ее дождаться; некоторые считают, что она является
актом Божьей милости и никак не связана с человеческим поведением, другие
полагают, что определенное внутреннее самоочищение, выработка добродетелей,
искоренение пороков увеличивают шансы человека на эту благодать, другие же
приписывают основную роль вере, но, опять-таки, вере в иньском понимании,
заработать которое путем целенаправленных усилий очень трудно, если возможно в
принципе.
Янский взгляд на любовь это нечто совершенно другое. Любовь - это особый
энтузиазм, особая вдохновляющая окраска действий, которые совершает человек.
Причиной этой окраски может быть личный фактор, или может быть непонятно,
откуда она берется, или источником вдохновения может быть объект любви, но в
любом случае, в основе, в фокусе внимания человека лежит определенное действие,
направленное на внешний по отношению к нему объект. Это может быть объект любви,
а может быть какой-то совершенно иной объект, который в последнем случае
озаряется любовью человека в процессе работы или иного взаимодействия с ним.
Однако, сама эта работа, это взаимодействие к любви прямого отношения не имеют,
они лишь освещаются ею. Так, мужчина, влюбленный по янскому типу, может
посвятить своей возлюбленной стокилометровый забег, и для него это будет
совершенно адекватное выражение его любви к ней, он пробежит эти сто километров
с ее именем на устах, и тот факт, что она будет находиться в этот момент в
другом городе, нисколько его не смутит.
Ян может понимать любовь как состояние, но для него это состояние, которое
обязательно должно проявиться в действии, а иначе человек расписывается в его
ложности или своей несостоятельности. Например, в иньском понимании слова
мужчины: “Я люблю свою семью,” - вполне могут означать просто то обстоятельство,
что он любит в ней находиться. Он любит прийти, окунуться в атмосферу семьи,
поиграть с детьми, поесть за общим столом, может даже что-нибудь приготовить
или соорудить полочку, но последние действия для него совершенно нетипичны,
главное, что они существуют в рамках общего фона его состояния. Для мужчины,
который любит свою семью по янскому типу, его состояние в тот момент, когда он
находится в семье, не имеет принципиального значения. Он понимает любовь как
особое чувство, которое вдохновляет его на то, чтобы этой семьей заниматься - в
ее собственных рамках (например, воспитывать детей, обучая их тем или иным
умениям, одевать жену, выстраивать с ней отношения), или поддерживая
существование семьи во внешнем мире, зарабатывая деньги на новый дом,
автомобиль, путешествия и т.д. При этом любовь по янскому и по иньскому типу
могут отнюдь не сопровождать друг друга, то есть, например, мужчина может
любить свою семью по янскому типу, находя в этом большое самовыражение и
удовлетворение, и делая это с радостью, но находясь при этом вне семьи.
Ситуации, когда он, по идее, мог бы воспользоваться результатами своих трудов и
ощутить благотворный для себя климат семьи, его почему-то не привлекают и не
доставляют ему никакой радости, то есть любви по иньскому типу он совершенно не
ощущает. (Как выглядит противоположная ситуация, читатель может представить
себе сам.)
Аналогично, любовь к музыке может пониматься в иньской и янской модальности, и
это совершенно разные вещи. Для любителя-меломана любовь к музыке есть как раз
стремление к ее восприятию, то есть стремление к обитанию в среде, где звучит
любимая им музыка. Ему от этого хорошо, и больше ничего не нужно. При этом
мысль о том, чтобы произвести самому какую-то мелодию - голосом или на
инструменте - ему даже не приходит в голову, и он не считает это для себя
важным или нужным. Наоборот, чисто янская любовь к музыке свойственна
профессиональным музыкантам, которые ставят себе целью овладеть в совершенстве
музыкальным инструментом, исполнять на нем любимые произведения таким образом,
каким они еще никогда не звучали, и если у них это получается и достигнутое
звучание их устраивает - это и есть высшее проявление его любви. При этом
музыкант-профессионал может любить очень ограниченный спектр исполнителей,
считая остальных дилетантами или просто придавая в своей жизни не особенное
значение состоянию слушания музыки как таковому, и хотя, безусловно, он
способен воспринять чужую музыку, но вполне вероятно, что по-настоящему его
устраивает только своя, и не та, которую он воспроизводит на инструменте, а та,
которую он слушает внутренним слухом. Иногда ему кажется, что он один знает,
как по-настоящему должна прозвучать эта музыка, и главное его счастье - это
воспроизведение ее в реальности собственными руками или губами.
Конечно, любовь-действие и любовь-состояние неразделимы; однако у каждого
человека есть их определенная акцентуация, иногда очень сильная, и для него
|
|