|
отсутствие другого человека, общества и ситуации в целом, даже целой жизни. Как
следует умирать - вопрос, который перед каждым человеком в какие-то моменты
жизни возникает, и в зависимости от того, в какой модальности, иньской или
янской, он его понимает, этот вопрос видится совершенно по-разному. С янской
точки зрения перед тем, как умереть, следует закончить свои земные дела и
передать их достойным преемникам, и это основное. С иньской точки зрения,
главное, что предстоит умирающему человеку, это приспособиться к тому
кардинальному изменению, которое должно произойти в его жизни или в жизни его
души: к расставанию с привычным миром; теперь он должен подготовиться к
переходу в иной мир или (для атеистов) к существованию в форме горстки пепла в
урне крематория или в памяти благодарных, но забывчивых потомков.
Вопросы к читателю. Умеете ли вы достаточно быстро проститься или прощание для
вас нередко превращается в длинное и трудное занятие? Есть ли у вас склонность
удерживать ваших друзей и знакомых около себя дольше, чем оно того бы стоило?
Каким способом вы это делаете? Оцените его модальность. Есть ли у вас
склонность к преждевременному разрыву связей и отношений? Подумайте, в какой
модальности происходят ваши разрывы с людьми? О чем вы склонны думать, уходя
вечером с работы: о ваших делах, оставленных на работе, или о том, что будет
происходить у вас дома? Склонны ли вы регулировать процесс расставания с
любимым человеком? Или же вы полагаетесь на его волю, на мудрость судьбы, на
естественное течение событий?
Юмор
Иньский и янский юмор совершенно различны по своей природе. Важно их различать,
а также развивать в себе чувство юмора в той модальности, в которой он у вас
представлен слабо, иначе вы будете плохо понимать многих людей и ситуации, а
также лишитесь значительной части свойственного вам обаяния.
Иньский юмор часто связан с ситуативными наложениями, то есть с ситуациями,
когда одна и та же сцена смотрится разными ее участниками совершенно
по-разному: “Вот те раз”, - подумал Штирлиц, увидев что с крыши свалился кирпич
и упал прямо перед его ногами. “Вот те два”, - злорадно подумал Мюллер, бросая
ему на голову второй кирпич. Выйдя из конспиративной квартиры, Штирлиц увидел
на перекрестке двух хорошо одетых женщин. “Бляди”, - подумал Штирлиц. –
“Штирлиц”, - подумали бляди.
Янский юмор нередко связан с обыгрыванием неадекватности управляющего
воздействия, к неготовности деятеля или материи к тому воздействию, которое
планируется и пытается осуществиться. Неадекватность используемых инструментов,
приводящая к общей нелепости ситуации, хотя для действующих лиц она наполнена
глубоким смыслом, – типичный юмор янского типа. Таков примитивный юмор клоуна,
неловко спотыкающегося носком своих непомерно длинных туфель о минимальное
препятствие и головокружительно падающего на ковер и растягивающегося там в
самой нелепой и непредсказуемой позе, затем вскакивающего в поисках причины
своего падения и, не замечая нового препятствия, снова валящегося на ковер.
“Центр разрешил Штирлицу провести ночь со своей женой, однако по условиям
конспирации он не должен был знать ее имени”.
Вопросы к читателю. Какого рода чувство юмора было свойственно вашим родителям?
Какие эпизоды вызывали смех в вашей семье? Любите ли вы смеяться над неуклюжими
действиями окружающих? Становится ли вам смешно, когда окружающие совершенно не
в состоянии понять вашу точку зрения на происходящее? Бывает ли вам смешно в
опере? Стремитесь ли вы шутить или считаете, что юмор положения создается самой
ситуацией? Тяжело ли вы переживаете, когда шутят над вами? Когда вы попадаете в
нелепые ситуации? Стремитесь ли вы в этих ситуациях сменить модальность и
активно что-либо предпринять?
Забота
Забота это то, что составляет важнейшую часть жизни человека. Как забота жизни
или окружающих о нем самом, так и его забота об окружающих людях и ситуациях.
Сама по себе забота относится к иньской модальности, однако в рамках этой
модальности возможны различные субмодальности.
Иньская забота ненавязчива. Она часто незаметна для объекта, нередко не
вызывает никакой благодарности, а если она адекватна, то объект просто
процветает, катается как сыр в масле и думает, что иначе и невозможно. Но,
конечно, иньская забота может быть и неадекватной. Тогда человек в ненавязчивой
манере предлагает, заботясь о вас, нечто, что вам совершенно не нравится и вас
не устраивает, но на своих предложениях не настаивает. Например, пытаясь
развлечь вас, гость дома, куда вы зашли, может предложить вам ту или иную тему
для обсуждения, но видя, что они вас не интересуют, он молкнет, положив перед
вами стопку журналов или вручив пульт для телевизора. Если вас ничто из
предложенного не устроит, вы вольны сами выбирать себе занятие.
Янская забота радикально отличается от иньской. Здесь человек, как правило,
имеет в виду некоторую программу заботы, которую целенаправленно проводит в
жизнь. Например, он создает некоторую программу развлечений, которая
предполагает поход в театр, зоопарк, осмотр местных музеев (этнографического и
литературного и зоологического), посещение бара, прогулку на катере и, в
заключение дня, торжественный ужин. Если такого рода забота вас по каким-то
пунктам программы не устраивает, изменить ее будет довольно сложно, или вы
можете попросить, чтобы тот или иной пункт программы был заменен на что-то еще,
но это что-то еще также должно быть предусмотрено янской программой заботы
заранее, а иначе вы вырываетесь за ее рамки и ничего хорошего это вам не
предвещает.
Вообще иньская забота, как правило, направлена на состояние, янская на действие.
Если человек начинает спрашивать вас о вашем настроении, то, скорее всего, он
|
|