|
это можно сразу определить. Он делается необыкновенно выразительным. То, что он
говорит, то, как он выглядит, то, как он двигается и жестикулирует, все
рассчитано на то, чтобы произвести определенное впечатление, и, как правило, вы
под этим впечатлением оказываетесь. Являясь в общество, такой человек во время
представления как бы разрезает его и оказывается в самой середине, оставляя
обществу отчетливо иньскую роль, а именно принять себя в свои члены, в свои
ряды. Он дает возможность обществу оценить себя, но не выразить эту свою оценку.
Наоборот, находясь под иньским архетипом, человек предстает в обществе как уже
готовая жертва для своей оценки. В действительности, он невидим, если он и
производит какое-то впечатление, то это происходит помимо его воли. Он входит
как своего рода черная дыра или пустое пространство, заглянуть в которое
чрезвычайно сложно. По поводу таких людей иногда говорят: “В тихом омуте черти
водятся”. Так вот, иньский вход - это вход тихого омута. Ничто в этом человеке
не бросается в глаза, ничто не производит впечатления. Однако, оказавшись рядом
с ним, вы сразу чувствуете желание что-то предпринять, вы чувствуете тонкий
иньский аромат, который настраивает вас на определенные действия, определенное
вмешательство. Всем своим видом человек как бы говорит: “Со мной хорошо, я
ничего не требую, ты можешь подойти ко мне и рассказать о себе, я внимательно
тебя выслушаю”. Представая в иньской ипостаси, человек может обозначить
какую-то свою потребность, но она не должна звучать слишком императивно, иначе
будет воспринята как янская агрессия. Беспомощная улыбка, признание в легком
чувстве голода или желание выпить какого-либо горячительного напитка - типичное
поведение человека, входящего в общество под иньским архетипом. Если человек,
появляясь в обществе под янским архетипом, моментально обозначает программу
дальнейших своих действий, предполагая, что общество ему подчинится, то под
иньским архетипом человек как бы ненавязчиво предлагает определенную программу
действий, причем эта программа обычно не связана непосредственно с ним. Фраза:
“Меня зовут так-то, не обращайте на меня никакого внимания”, - по стилю
безусловно иньская, но по действию весьма эффективна. Сказав ее, человек иногда
привлекает к себе гораздо большее внимание, чем высказав в твердо янской
модальности: “А вот я вам чего сейчас расскажу!” Вполне вероятно, что в
последнем случае слушать его все-таки не станут, особенно, если общество занято
своими проблемами.
При иньском типе представления человек предъявляет свой потенциал: или
отрицательный, то есть какие-то дыры в своей одежде, или положительный, то есть
способность, умение выполнить то или иное действие. При этом человек ни в коей
мере не настаивает на соответствующем действии и даже в общем-то его не
предполагает. Например, если он, знакомясь, говорит: “Моя профессия -
коннозаводчик”, - то, будучи сказанной в иньской модальности, эта фраза
совершенно не предполагает продолжения, а именно, что он завтра приглашает всех
присутствующих покататься на своих лошадях. Более того, если кто-то из гостей
воспримет эту фразу именно так, то на следующий день, явившись в конюшню, он
может оказаться в очень неловком для себя положении.
Вопросы к читателю. Подумайте, в какой модальности вы обычно предстаете в
обществе незнакомых людей? В какой модальности вы появляетесь в обществе
знакомых, на работе, в своем доме? Считаете ли вы, что правила вежливости
предписывают при встрече как-то обрисовать свою персону или, знакомясь с другим
человеком, непременно нужно что-то ему предложить, а иначе он не воспримет вас
всерьез? Как вы представляете себе наилучший способ понравиться незнакомому
человеку при встрече? Оцените ваши идеи с точки зрения модальностей
диадического архетипа. Подумайте, какие из ваших знакомых с вашей точки зрения
наилучшим образом умеют себя вести в обществе? Вспомните, как они ведут себя,
появляясь перед незнакомыми людьми, какие модальности они при этом используют,
в какой модальности воспринимает их общество и в какой модальности реагирует?
Считаете ли вы, что если человек полон содержания, то он обязательно проявляет
это при первом знакомстве, или, наоборот, вы считаете, что свое содержание
человек не должен добровольно раскрывать, а должен показывать лишь при
достаточно интенсивном внимании со стороны? Какой модальности соответствует
распространенное мнение, что по одежке встречают? Тот же вопрос по отношению к
тезису, что по уму провожают.
Прощание
Прощаться можно по-разному: можно договариваясь о встрече завтра, можно -
расставаясь навсегда или думая, что расставаясь навсегда. В любом случае
чрезвычайно важны модальности, которые использует человек в этой ситуации.
Прощание - действие это или же ситуация, которую можно лишь переживать и над
которой человек никак не властен? Если вы склоняетесь к первому варианту ответа,
то для вас прощание окрашено янским архетипом, если ко второму - иньским. Если,
прощаясь с человеком, вы энергично трясете ему руку и как бы рвете невидимые
нити общения, связывавшие вас в течение какого-то времени, то для вас прощание
окрашено янским архетипом. Если вы переживаете его внутри себя, как бы готовясь
к расставанию, но не предпринимая никаких внешних шагов, для того чтобы
сократить период расставания, подобно тому как вы терпеливо ждете поезда,
который увезет вашего знакомого или родственника, тогда для вас прощание
окрашено в иньскую модальность. С янской точки зрения, расставание это процесс,
который следует планировать и регулировать, преодолевая возможное сопротивление
и преследуя совершенно определенную цель. С иньской точки зрения, расставание
это процесс, в чем-то радостный, в чем-то мучительный, но к которому следует
привыкать и адаптироваться, совершая определенную, часто болезненную, работу по
перестройке себя и переходу к существованию в новых условиях, а именно, в
|
|