|
трансформируется и видоизменяется, но это уже другая жизнь. Это жизнь под
светом луны, а когда творческий процесс включается интенсивно, это подобно
восходу солнца после долгой полярной ночи.
Вопросы к читателю. Как вам интересно общаться со знакомыми - задавая вопросы
или отвечая на них? Считаете ли вы мистическое озарение непременным атрибутом
творческого процесса? Предсказуем ли ваш начальник? Всегда ли вы можете
предсказать свои реакции на неприятности? Существуют ли ситуации или
обстоятельства, резко усиливающие ваше творческое начало, резко его
ослабляющие? Важна ли для вас практическая реализация ваших способностей?
Понятно ли вам выражение “носитель культуры”? Считаете ли вы прием чиновником
посетителей творческим занятием или, по крайней мере, возможным творческим
занятием? Считаете ли вы творческой профессию судьи, кинокритика, обувщика,
охотника? Можно ли творчески встретить свою смерть?
Мышление
Есть много разных типов мышления, и каждый человек мыслит совершенно
по-разному в зависимости от того, какие архетипы у него в данный момент активны.
При этом легкость, тяжеловесность, эффективность и многие другие
характеристики мышления напрямую зависят от того, насколько удачно включены
модальности этого мышления. Сказанное не означает, что человек должен уметь
мыслить только при благоприятных для него сочетаниях модальностей. Как раз
наоборот, привычка и навык мышления в тех модальностях, в которых ему это
делать трудно, приводит иногда к необыкновенным результатам.
Иньское мышление можно охарактеризовать как адаптивное, приспосабливающееся.
Этот человек в своем мышлении восприимчив к чужим мыслям и к чужим манерам
мышления. Он идеален как собеседник, если его партнер хочет заставить его
мыслить так же, как мыслит сам. Однако это согласование временное. Восприняв
чужую манеру и ассимилировав ее, человек может некоторое время в ней находиться,
однако потом ассимилировать какую-либо еще манеру, и тогда старая манера
мышления перестает им использоваться. Находясь под влиянием иньского архетипа,
человек склонен не столько возражать, сколько приспосабливать данный тезис,
даже если он ему не нравится и противоречит его картине мира (или данного
фрагмента мира), к своему видению ситуации, а точнее, менять свое видение
ситуации в соответствии с той мыслью, которая к нему передана партнером. Для
иньского мышления характерна, так сказать, правополушарность, то есть различные
ассоциации, образы, метафоры, которые развивают, дополняют, модифицируют мысль
человека. Это самоуправляемое течение ментального процесса, и человек не
считает, что он должен им управлять, и его мышление, будучи выражено вовне,
может быть названо мыслями вслух. Это типично для женщин, которые не имеют в
виду, что то, что они говорят, является финальным продуктом их мышления или
поводом для действий партнера. Они как бы рассуждают сами с собой, адаптируя ту
новую мысль, которая пришла к ним в голову, изнутри или снаружи, к своей
ментальной картине мира. Если вы попытаетесь в такого рода монологе уловить
какую-то логику или цель, то у вас, скорее всего, это не получится, или вы
получите превратное представление о целях и мыслях своего собеседника.
Янское мышление далеко не всегда более организованно, чем иньское, но у него
есть определенная цель, направленная вовне, то есть к некоторому внешнему по
отношению к самому мышлению объекту, и это мышление стремится к регуляции если
не самого себя, то внешнего объекта. Для него характерна логика, выводящая из
одного другое и имеющая вполне определенную цель, которая обычно звучит в конце
развертывания янской мысли и тогда становится понятным, ради чего эта мысль
развертывалась. В случае иньского мышления эта цель отсутствует как вначале, и
в середине, так и в конце этого мышления, оно лишь создает некоторую среду.
Янское мышление, напротив, имеет в виду определенную цель и подводит к ней или
человека, или его партнера, собеседника, оппонента.
Вопросы к читателю. Когда вы рассуждаете, склонны ли вы терять цель своего
рассуждения, упускать ее из виду? Хорошо ли вас понимают ваши собеседники,
когда вы пытаетесь передать им свою мысль? Умеете ли вы говорить коротко?
Воспринимая мысль другого человека, стремитесь ли вы, в первую очередь, понять
образ этой мысли, или для вас абсолютно необходимо знать, к чему он клонит, а
без этого вы его не воспринимаете? Попробуйте найти образ из растительного
царства, наиболее соответствующий вашим близким друзьям и родственникам, то
есть найти овощ, фрукт, куст или дерево, на которое они больше всего похожи.
Трудно ли вам исполнить это задание? Получили ли вы в процессе его выполнения
какое-то дополнительное знание о тех людях, для которых вы искали образы?
Воля и инициатива
В янской модальности воля выглядит гораздо ярче, производит большее впечатление,
поэтому может показаться, что в иньской модальности ее просто нет. Однако это
совершенно не так. Янская воля направлена на свершение, на реализацию плана,
проекта, на действие, обращенное вовне. Иньская воля, наоборот, направлена на
поддержание состояния объекта и на ассимиляцию этим объектом внешних
воздействий. Не нужно думать, что эта воля менее ответственна и менее актуальна,
чем янская.
Типичный пример. Когда коллектив хочет избавиться от какого-либо своего члена,
он прилагает немалую волю для того, чтобы вытолкнуть его наружу. Однако не
меньшая воля требуется коллективу для того, чтобы принять в себя нового
человека, дать ему адекватное место и обязанности. Эта трансформация коллектива
под влиянием вновь пришедшего человека успешно проходит лишь при условии, что
она ведома соответствующей волей, то есть если коллектив хочет адаптировать
себя к новой ситуации, в данном случае единой жизни с новым лицом.
Иногда иньскую волю принимают как подавление агрессии, однако это не так. Для
|
|