|
если климатические условия оказываются для него благоприятными, но влиять на
него непосредственно - дело в общем-то безнадежное - как суждено, так суждено.
Иньский взгляд на соотношение таланта и остальной жизни человека, как правило,
заключается в том, что жизнь воспринимается как нечто, подвергающееся влиянию
таланта и долженствующее уступать ему, то есть жизнь человека рассматривается
как почва, на которой вырастает талант, и если почва ему соответствует, он
растет лучше, если забота со стороны жизненных условий о таланте лучше, то он
приносит лучшие плоды, если же забота оказывается неадекватной или
отсутствующей, то никаких плодов не будет и талант зачахнет. Впрочем, сказанное
не означает, что человек собирается предпринимать какие-то активные шаги в
смысле организации своей жизни; напротив того, он считает, что его талант,
расцветая, должен сам формировать прочие обстоятельства его жизни,
сопутствующие цветению таланта, и его задача лишь приспособиться и принять
такое течение событий.
Янский взгляд на талант во многом противоположен иньскому. Янский архетип
подсказывает человеку, что там, где надо, там у него и будет талант, что не
боги горшки обжигают и что осуществление любой программы есть результат
достаточно энергичного и концентрированного замысла, который следует воплотить
в жизнь, что может потребовать определенного времени и последовательности в
преодолении препятствий, но, в конечном итоге, все будет так, как человек
запланировал. В общем, янскому взгляду совершенно чуждо мнение о том, что
человек может быть ведом талантом. Для него талант - не более чем выраженные
способности, удача, которая ему сопутствует, но не это главное, а главное это
его целеустремленность, техничность, правильность выбора подхода к работе.
Вообще, фраза “у меня есть талант” под иньским архетипом выглядит гораздо более
самодовольной, тщеславной, самоуверенной, нежели под янским. Человек, ведомый
янским архетипом, скажет “у меня есть талант” примерно в такой же интонации,
как он скажет “у меня есть хороший нож, которым очень удобно резать хлеб”. Если
у него этого таланта, то есть хорошего наточенного ножа, нет, он справится и
тупым, результат будет получен в любом случае, если он поставил это своей целью.
Если этот человек поставил своей целью совершенствование и развитие своего
таланта, то есть рассматривает свой талант как объект воздействия, то он может
в немалой степени ему повредить, понимая его слишком грубо. Такова судьба
многих спортсменов среднего уровня, не сумевших найти свой собственный точный
почерк и подход к своему физическому телу, и придававших основную значимость
целенаправленности и методичности в ведении стандартных тренировок, которые по
своему характеру подходят одним людям и противопоказаны для других. Вообще
талант не любит штампованного к себе отношения: он всегда очень индивидуален и
как по исходным данным, так и по законам развития человек с иньской
акцентуацией понимает это куда лучше. С другой стороны, человек с янской
акцентуацией может гораздо больше работать над своим талантом и гораздо более
склонен его реализовывать, то есть претворять в жизнь. В частности, обладая не
специфическими профессиональными, а общегуманитарными талантами - обаянием,
добротой, пониманием, контактностью, человек с янской акцентуацией стремится
использовать их в своей непосредственной деятельности, подбирая ее так, чтобы
эти черты характера были нужны ему каждый день и даже каждый час, иначе наличие
соответствующего нереализованного потенциала будет его мучить и лишит его
спокойного существования. Иньский подход отличается от янского тем, что человек
не так заинтересован в реализации своих талантов, для него важно то, что он ими
обладает и в принципе при каких-то обстоятельствах может их реализовать. Если
же обстоятельства сложатся таким образом, что у него не будет возможности
реализовать свои таланты, он будет спокойно дожидаться таких обстоятельств, не
предпринимая к тому никаких усилий, и если ситуаций, удачных для раскрытия
своих способностей, в результате не дождется, то не слишком огорчится. Для него
важно то, что он был, а не то, что он что-то сделал.
Теперь коснемся темы творчества. Янский взгляд на творчество заключается в
представлении о неординарности, неожиданности, нестандартности найденных
решений, то есть творчество для человека, живущего под архетипом ян, - это
некоторое украшение, приятное дополнение к той работе, которую он осуществляет.
Неожиданный остроумный ответ, эффектный поворот темы, который раньше никому не
приходил в голову, - все это он приветствует, но может без этого обойтись. Дело
в том, что сама по себе энергия янского архетипа уже представляет собой в
основе творческий акт, ибо творчество есть не что иное как процесс
материализации тонкого плана в плотном. Поэтому тема творчества в узком смысле
человека янского типа не особенно волнует.
Что касается инь, то здесь тема творчества и понимается, и интерпретируется
совершенно иначе. Для человека, живущего под иньским архетипом, типично
состояние ожидания творческого озарения. Он делит свою жизнь на две части. Одна
- сероватая, скучноватая, малоинтересная, заключающаяся в его обычном бытии, а
вторая - это жизнь, озаренная творческим началом, большим пламенем или, на
худой конец, маленькими искорками, которые его жизнь совершенно преображают и
трансформируют. Неправильно было бы считать, что иньское начало вообще лишено
творчества, творчеством наделена каждая частичка проявленного мира, но это
творчество для иньской материи, как бы сказать, рутинное, обычное, это не то,
что выводит ее за рамки обычного, обыденного существования. Пришествие духа -
это и есть истинный глубокий творческий акт для материи, которого она с
нетерпением ждет, к которому она иногда готова, иногда не очень готова, который
ее может обжечь, но который является наиболее ярким моментом ее бытия. Нельзя
сказать, что в его отсутствие она скучает. Она питается тем энергетическим
квантом, который она когда-то получила, она под его воздействием
|
|