|
Для меня чересчур важна оценка окружающими моего поведения.
Я чувствую себя хорошо откормленным конем на привязи.
Особо следует отметить иньскую и янскую модальности самореализации. В какой-то
момент жизни, иногда - раньше, иногда - позже, человек задается вопросом:
“Удалось ли мне реализовать себя?”, причем иньская и янская модальности ставят
этот вопрос совершенно по-разному.
Если янская самореализация - это вопрос о том, что я в жизни сделал, какие свои
планы реализовал, то вопрос иньской самореализации - это вопрос: “Чем я стал?”,
“Каким я стал?” Если человек склонен индентифицироваться с определенным
коллективом, например, своей фирмой, он может сказать: “Я стал начальником
отдела своей фирмы”. При той же позиции, но в янской модальности прозвучит
фраза, смысл которой будет заключаться в том, что находясь в должности такого
начальника я сделал то-то и то-то, реализовал продукции фирмы на 25 тысяч
долларов, наладил ее сотрудничество со многими другими фирмами и т.п. Если
говорить о реализации в высшем понимании, то, находясь в янской позиции,
человек скажет, например, так: “Я исполнил волю Божью, выполнил те поручения,
которые Он на меня возложил, сделал жизнь окружающего мира более полной, более
счастливой, внес в нее определенный порядок и смысл”.
Реализация по иньскому типу - это нечто совершенно иное. Здесь человек скажет,
что он всю жизнь внимательно прислушивался к голосу своего высшего “я”, и его
достижением является то, что его высшее “я” пронизало собою все его внутреннее
пространство, окрасило собой его ценности, определило его жизненные программы.
Для религиозного человека в иньской позиции важно не то, что он делает, а то, в
какой мере его действия и его внутреннее состояние окружены Божественным
присутствием, в какой мере его жизнь и его психика являются желанным домом для
Бога.
Вопросы к читателю. Что для вас более ценно - понять человека или дать ему
полезный совет? Что вы больше цените в людях - способность к изменению или
эффективность в действиях? Как вы считаете, есть ли хоть какой-нибудь смысл в
жизни человека, которому не удалось снискать Божью благодать, Божественную
любовь? Способны ли вы понять человека, которого не любите? Насколько тщательно
вы готовите свои действия? Сколько времени занимает у вас эта подготовка в
сравнении с продолжительностью самого действия?
Слабые места и страхи
Анализируя страхи человека, как рациональные, так и иррациональные, а также те
места, где он считает себя слабым и хотел бы как-то усилиться, важно учитывать
модальности. Итак, каковы же специфические особенности иньских и янских страхов,
как инь и ян окрашивают сложности и слабости человека?
Как правило, инь боится за себя, ян - за объект воздействия. Находясь в иньской
модальности, человек переживает не столько по поводу возможного агрессора или
факта вторжения на свою территорию, сколько тяжесть ассимиляции, или сложности
адаптации, или трудности принятия для себя той ситуации, в которой он окажется.
“Боюсь, я не смогу этого вместить, этого понять, этого воспринять, я этого не
выдержу, он меня растопчет, он будет со мной жесток, он будет со мной груб, она
навесит на меня столько обязанностей, что я с ними не справлюсь”, - все это
типично иньские страхи и опасения. Для них характерно то, что человек обсуждает
свою реакцию, априорно предполагая принятие той ситуации, которая возникнет, но
никак не предполагает активного ей противодействия, хотя бы в форме бегства. Он
может съежиться или повернуться другим боком, но не убежать. Убежать - это уже
инициатива, связанная с четкой выработкой плана и его реализацией, то есть
включением янского начала.
Янские опасения относятся к эффективности проведения своих программ, к
возможности реализации планов, к их успеху. “Боюсь, он не станет меня слушаться,
боюсь, он меня не поймет, опасаюсь сильного сопротивления, боюсь, не смогу
должным образом ответить ударом на удар”, - типично янские страхи. “Боюсь,
ситуация не созрела для моего воздействия”, - типичный страх янской модальности.
В то же время, опасения, что человек сам не готов к действию, скорее, уже
иньский страх. “Я не готов к действию”, - это, безусловно, характеристика
состояния человека. Потом он скажет: “Я готов к действию”, - это также
характеристика состояния. Здесь человек находится под иньским архетипом. Затем
происходит моментальное переключение - и он уже фактически действует, и в этот
момент ему покровительствует ян, и характер страхов (если они остаются)
меняется качественно.
В целом можно сказать, что распространенная слабость ян это плохое внимание,
как к той материи, в которой воплощается идея человека, так и к этой идее самой
по себе. Идея, перед тем как реализоваться, должна созреть, и оценка зрелости
этой идеи производится в иньском состоянии, точно так же как оценка готовности
материи к принятию того или иного воздействия производится в иньском состоянии.
Находясь в янском состоянии, человек упускает из виду эти моменты или уделяет
им недостаточное внимание, придает им недостаточное значение. Слабые места инь
- это всеядность, то есть готовность к принятию любого воздействия и
ассимиляции его, то есть адаптация к любым воздействиям, или, наоборот,
нетерпимость, то есть отрицание любого воздействия, в том числе помощи, которая
отчетливо необходима. Кроме того, слабая черта инь - это недостаточное внимание
к самому воздействующему фактору, что соответствует русской пословице “Гром не
грянет - мужик не перекрестится”. Другими словами, по идее еще до момента
ассимиляции следует четко осознать свои потребности и вызвать к жизни
воздействия нужного характера, загородившись от ненужных. Это искусство,
которому человек учится с большим трудом. Человеку, находящемуся в иньском
состоянии, часто хочется посоветовать: “Ну ты пойми толком, что тебе нужно”, -
|
|