|
способа его ассимиляции человеком. Таким образом, иньское понимание свободы это
свобода в пределах ограничений, а не свобода от ограничений: свободы в любой
ситуации может быть несколько больше или несколько меньше, но ни полной свободы,
ни полного ее отсутствия никогда реально не бывает.
С янской же точки зрения возможно полное отсутствие свободы, когда человек не
имеет никаких возможностей реализовать тот план, который он имеет в виду, или
эта возможность существует, но единственная и в ее пределах нет никаких
вариаций. Эта ситуация лучше, чем полная невозможность, но тоже переживается
как несвобода. Источник несвободы при янском подходе человек, как правило,
видит в ограничениях внешнего мира и гораздо реже и на более высоком уровне - в
ограничениях самой идеи, которую он собирается реализовывать.
С иньской точки зрения, свобода есть свобода адаптации к окружающим условиям,
или свобода ассимиляции того или иного внешнего объекта. Рассмотрим, например,
семью, в которой произошло радостное событие - родился ребенок. В какой мере
чувствует себя свободной мать, устраивающая для него кроватку, организующую
свой режим жизни так, чтобы обеспечить ему должный уход и заботу? Ее не смущают
ограничения, связанные с ее прямыми обязанностями: кормить младенца грудью,
менять пеленки, вставать ночью, когда он плачет. Ее свобода заключается,
например, в выборе комнаты для ребенка, выборе места для его кроватки и самой
кроватки, возможности перестроить расписание своих занятий, не имеющих
отношения к младенцу, но не отменившихся с его появлением. Другой пример - это
свобода выбора человеком точки зрения на происходящее с ним. Другими словами
это можно назвать “свободой психологической адаптации”. Представим себе,
например, что в мою жизнь вошел некоторый неприятный сюжет. В любом случае я
могу воспринять его под разными углами зрения, например, я могу счесть, что в
мою жизнь пришло, наконец, настоящее испытание, и моя цель - доблестно его
выдержать. Я могу отнестись к тому, что происходит, как к неизбежному, но
необходимому злу, которое в моей жизни не сыграет существенной роли, я могу
воспринять его как повод для самосовершенствования в трудных условиях или как
упражнение по освоению тезиса “возлюби ближнего как самого себя”, или как
иллюстрацию жизненной позиции “что Бог ни делает, все - к лучшему”. Я могу
настроиться на то, что происходит, как на сугубо временное явление в моей жизни,
а могу смотреть на него, как на вечный фактор, как на то, с чем я должен буду
через некоторое время сразиться, или как на повод для следования принципу :
“Христос терпел и нам велел”.
Вопросы к читателю. Считаете ли вы, что, поднимаясь по карьерной лестнице,
человек теряет свою свободу? Способны ли вы ощущать чувство свободы, находясь в
сильно стесненных обстоятельствах? Ощущаете ли вы свободу, очутившись в лесу?
Предпочитаете ли вы путешествовать в организованной туристической группе или
самостоятельно? Какая свобода вам больше мешает - внешняя или внутренняя?
Самооценка, самоутверждение, самореализация
Общаясь с человеком, чрезвычайно важно не задеть его за живое, то есть
неосторожными словами или суждениями не снизить его самооценку. При этом,
однако, многие люди совершенно не понимают того, что такая вещь, как самооценка,
не существует сама по себе как абстрактное понятие, она всегда связана с
определенными модальностями. В частности, у каждого человека есть самооценка в
иньской модальности и самооценка в янской модальности, и часто эти две
самооценки не только не совпадают, но и вообще почти не согласуются. Например,
одна из этих самооценок может быть высокой, а другая низкой, но при этом вместе
они не синтезируются, по крайней мере, до тех пор, пока у человека не
происходит существенная интеграция личности.
Иньская самооценка связана с состоянием человека, с тем, каков он есть, каков
его опыт, каков его потенциал. Здесь самоутверждение идет по принципу “я могу”,
“я умею”, “я вмещаю”. “Я способен”, - говорит человек, ведомый иньским
архетипом, но реализация упомянутых способностей его совершенно не интересует.
Это очень важно понимать, потому что человек, ведомый янским архетипом,
наоборот, ценит себя не за потенциальную возможность что-либо сделать, а за
само фактически произведенное действие. Его позиция: “Я делаю”, “Я творю”, “Я
совершил”. Он пробежал стометровку за девять с половиной секунд и выиграл
чемпионат мира. Он ценит себя в этот момент чрезвычайно высоко, хотя и
психологическое, и физиологическое его состояние находится на нуле, то есть его
потенциал очень низок, однако его свершение велико. Когда человек учится,
возрастает его потенциал, появляются умения, навыки, идет самоутверждение по
иньскому архетипу, и в то же время, янское самоутверждение страдает. “Ты все
учишься”, - с некоторым разочарованием говорят знакомые, подразумевая: “Ну
когда же ты, наконец, выучишься и начнешь работать?” Работа способствует
повышению самооценки по янскому принципу, при этом происходит реализация
внутреннего потенциала и некоторое его снижение.
Янское самоутверждение залючается в действии, способности провести свою идею,
свою программу, реализовать ее на конкретном материале, пусть даже подвергнув
его насилию, это самоутверждение завоевателя или строителя. Иньское
самоутверждение - это способность матки выносить младенца, способность страны
вместить в себя много различных культур, народов и верований и дать им
возможность мирно жить рядом друг с другом.
Вопросы к читателю. Ниже представлены некоторые варианты положительной и
отрицательной самооценки. В какой модальности они выражены?
Я не умею приспосабливаться к людям.
Я сегодня забил замечательный гол.
Моя лучшая черта - это любовь к природе.
Я слишком привязан к результатам своих действий.
|
|