|
ли вы правильным обратное утверждение? Как вы считаете, этично ли производить
сильно рискованные хирургические операции? Могли бы вы сами стать хирургом,
если бы так сложились обстоятельства? Как вы считаете, может ли внутренняя
ошибка, которую человек допускает при осознании своих ценностей, дорого стоить
окружающим его людям?
Противоположности
Янский взгляд на противоположности обычно выделяет одну из них как
положительную. Ее человек проводит в жизнь, за нее борется - другую же часть он
воспринимает как отрицательную и борется против нее. Особенно ярко это
проявляется в таких противоположностях как добро и зло, Бог и дьявол, свет и
тьма, космос и хаос. Если же из двух противоположностей каждая имеет свою
определенную ценность - например в таких противоположностях как часть-целое,
прямота-косвенность, рациональность-интуитивность, то янский подход заключается
в том, что человек занимается по очереди то одной стороной этой
противоположности, то другой, а в конце стремится установить между ними
некоторую разумную очередность, баланс или равновесие, понимая все это как
внешнюю по отношению к себе деятельность.
Человек, ведомый иньским архетипом, наоборот, стремится поставить себя и свою
жизнь (внешнюю или внутреннюю) в рамки данной противоположности, либо
идентифицировать себя с одним из ее полюсов и релаксироваться в нем, или
принять внутрь себя существование обоих и ассимилировать эту ситуацию. Например,
сокрушаясь по поводу своего некрасивого поведения в определенной ситуации, он
может высказаться так: “Мной владели силы зла”, - имея в виду, что он никакого
сопротивления оказать не мог, да, собственно говоря, и не имел в виду - однако
теперь он сожалеет о том, что сделал, и сокрушается по поводу своего поведения,
будучи уверен в том, что, увидев и оценив уровень его огорчения, человек,
которому он навредил, ему все простит. Если же нет, он будет каяться еще
интенсивнее, погрузится в еще большую тьму отчаяния и мглу безнадежности, пока
она не будет сочтена обиженным им достаточной в качестве оправдания. В иньской
модальности человек нередко идентифицируется с одной из двух противоположностей,
а затем меняет ее на другую, и при этом до такой степени меняется состояние
его сознания, что он кажется совершенно другим человеком - но его видимая
непоследовательность его самого обычно не смущает. Служение архетипу инь вообще
предполагает, что у человека постоянно меняются состояние сознания и восприятие
ситуаций, в которых он находится, и это происходит как бы спонтанно, само собой,
то есть он этим не управляет. Под иньским архетипом человек может быть и
рационален, но в этом случае он не просто будет рационален, он не будет
использовать рациональность как метод, он сам будет этой рациональностью, то
есть он окажется в некотором мире, который будет насквозь рационален, и будет
подчиняться рациональным законам, и человек также этим законам подчинится - но
через мгновение этот мир перестанет быть рациональным и всю рациональность с
нашего героя снимет как рукой.
Добро и зло под иньским архетипом человек также понимает как свои состояния;
борьбу того и другого он переживает в первую очередь внутри самого себя или на
материале внешней ситуации, которую психологически он считает своей. Так,
например, он может понимать раздоры в своей семье, но при этом он совершенно не
склонен предпринимать каких-либо активных действий, а реагирует лишь
изменениями своего эмоционального состояния и спонтанным движением позиции
наблюдения за происходящим. Впрочем, он считает, что ничего больше и не нужно,
и к прямому воздействию на ситуацию он прибегнет лишь в случае, когда она его к
этому совершенно императивно вынудит, да и в этом случае он постарается сделать
так, чтобы вместо него это сделал кто-то еще. “Доктор, мне так плохо, - может
пожаловаться он, - во мне все время борются добро и зло, привлекая меня то на
одну сторону, то на другую и я нахожусь в полной растерянности не зная, что
делать. Выпишите мне, пожалуйста, микстуру”. Доктор протягивает ему пузырек, на
котором большими крупными буквами написано: “СОВЕСТЬ”, - и сурово говорит:
“Принимайте внутрь по одной столовой ложке три раза в день после еды. Если
сразу не вырвет – выздоровеете”, - и больной послушно следует указаниям доктора
или случайно роняет пузырек по пути домой, и тот разбивается вдребезги об
асфальт, а его содержимое утекает в канализационный люк.
Вопросы к читателю. Определите модальность (иньскую или янскую) следующих
высказываний. Если она вам до конца не ясна, определите сами контекст, в
котором могут звучать эти фразы, и ответьте на вопрос с учетом этого контекста.
Когда мне плохо, я терплю, когда хорошо - пою. Длинный хвост компенсирует
собаке короткие лапы. Север суров, юг роскошен. Хорошее настроение - лучший
инструмент в борьбе с плохим. Гусь свинье не товарищ. Прошлое - основа для
настоящего. Ось Земли протыкает планету насквозь от Южного полюса к Северному.
Свобода и необходимость
С янской точки зрения, свобода это то, чем человек располагает, реализуя ту или
иную свою программу. Свобода для него это в первую очередь удобство: он может
сделать так, он может сделать иначе, он может выбрать. Другими словами, свобода
в янском понимании синонимична широте выбора.
В иньском понимании свобода заключается в удобстве и широких возможностях
релаксации в окружающей среде. Я свободно чувствую себя в этом кресле: я могу
сесть чуть правее, а могу чуть левее, могу закинуть ноги на одну из его ручек,
могу свернуться калачиком, могу положить голову влево, а ноги вправо. Таким
образом, с иньской точки зрения состояние свободы представляет собой не что
иное, как потенциальную возможность для различных движений в окрестности
занимаемого мной положения, а также свободу выбора способа восприятия
окружающего мира и способа релаксации в нем – или, другими словами, свободу
|
|