Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Авессалом Подводный :: ВЫСШИЕ АРХЕТИПЫ: ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ :: 3. Ч а с т ь 2 - ДИАДИЧЕСКИЙ АРХЕТИП
<<-[Весь Текст]
Страница: из 47
 <<-
 
Жизненные позиции
Существуют жизненные позиции, непосредственно относящиеся к архетипам инь и ян; 
все остальные в большей или меньшей степени окрашены этими архетипами. Чисто 
иньская позиция выглядит например так: “Все в моей жизни должно происходить 
само, я должен прикладывать усилия лишь тогда, когда внешняя ситуация ставит 
меня в совершенно императивное положение, но и в этом случае мои усилия должны 
быть точно согласованы с теми требованиями, которые предъявляет ко мне 
окружающий мир. В ином случае я немедленно получаю по шапке или хуже того”. 
Типично янская позиция выглядит противоположным образом: “Под лежачий камень 
вода не течет; если ты хочешь остаться на плаву, надо бить лапами; только ты 
сам знаешь, как тебе нужно прожить жизнь; то, что ты по-настоящему хочешь, ты 
всегда сделаешь, если же у тебя нет желания, ты не сделаешь ничего”. К янским 
позициям можно отнести такую: “Мир не может долго сопротивляться твоей воле”; к 
иньским: “Меняя точку зрения на мир, ты меняешь его или, во всяком случае, свое 
место в нем”.
Существуют, однако, жизненные позиции или принципиальные установки, которые не 
имеют отчетливого иньского или янского характера, - однако в психике каждого 
конкретного человека они обычно достаточно четко относятся или к модальности 
инь или к модальности ян, и если вы не выяснили, куда именно, то вы можете 
понимать человека совершенно превратно. Например, жизненная позиция: “следует 
жить честно” в иньском понимании означает определенное отношение, например 
человек дает себе правило не лгать намеренно, не обманывать других ни словом ни 
делом и тому подобное. Что однако, будет он делать в случае нарушения своих 
принципов? Иньская позиция, вероятно, заставит его огорчиться по этому поводу и 
как-то внутренне отпереживать свое нарушение; если же эта позиция понимается 
янским образом, то нарушение скорее всего повлечет за собой интенсивную 
деятельность человека, который постарается искупить делом свою вину и лишь 
после этого сочтет, что все в порядке.
Другой пример - жертвенная позиция (установка). “Человек должен жертвовать 
собой” - это точка зрения, на которой стоят многие люди, считающие, что мало 
просто жить и работать – нужно, чтобы в жизни был существенный момент 
перенапряжения, работы выше всяких человеческих возможностей и без 
вознаграждения за свои усилия. Если этого нет, жизнь кажется им проходящей мимо,
 бессмысленной и бесполезной. Однако жертвенность такой человек может понимать 
совершенно по-разному. В иньском понимании жертвенность это способность терпеть 
непереносимые условия, которые, однако, создаются окружающими людьми и средой. 
Свою преданность идеалу жертвенности человек в этом случае видит в своем 
тяжелом приспособлении к тем условиям, в которых он оказался, и выживании в них 
– возможно, даже сохранении хорошего настроения и бодрости духа. Жертвенность 
под янским архетипом выглядит совершенно иначе - здесь человек самостоятельно и 
осознанно берет на себя программу, которую он заведомо не может выполнить без 
перенапряжения своих сил, и это перенапряжение сам волевым образом себе 
организует, поскольку, по его мнению, оно необходимо для достижения его целей 
(которые он сам себе поставил). При этом характерно, что внешние наблюдатели, 
как правило, больше сочувствуют жертвенности иньского типа, находя жертвенность 
по янскому типу как бы организованной самим человеком, и пусть он сам за свою 
инициативу и расплачивается; взгляд, прямо скажем, поверхностный и 
несправедливый.
Еще один пример – установка: “человек всегда должен учиться (развиваться, 
совершенствоваться)”. В янской модальности это означает, что человек должен 
постоянно искать и находить все новые и новые темы для изучения, техники для 
освоения, учителей для того, чтобы у них учиться. В иньской постановке эта 
позиция выглядит совершенно иначе: человек старается найти себе ситуацию, 
которая вынудит его обучаться. Это не означает, что обучение для него станет 
волевым актом и сознательной целью, на которую он выделяет определенное 
количество усилий; совсем нет, он просто окажется в ситуации, в которой он 
будет вынужден по ходу дела выучиться тому или иному. Если ситуация 
заканчивается, он ищет себе другую ситуацию, которая будет учить его чему-то 
еще. Если человека, стоящего на иньской позиции, спросить: “Почему ты сам не 
учишь иностранный язык?” - он вас просто не поймет. Как можно самому выучить 
язык? Можно оказаться в языковой среде, в которой этот язык выучится сам по 
себе, но выучить его самостоятельно - это выше его сил.
Вопросы к читателю. В какой модальности находятся ваши основные жизненные 
позиции? Попробуйте оценить их внутри себя; сформулируйте их, напишите на 
бумаге и определите модальность этих письменных позиций. Попросите кого либо из 
ваших друзей, чтобы он сделал то же самое, то есть определил модальность ваших 
позиций, и сравните полученные результаты. Как вы считаете, ваша религиозная 
вера или ваш атеизм - иньские или янские жизненные позиции? Попробуйте дать 
иньскую и янскую интерпретации следующих жизненных позиций: “никому нельзя 
верить”, “людям следует отвечать добром на добро”, “хорошо смеется тот, кто 
смеется последним”, “береженого Бог бережет”, “не зная брода, не суйся в воду”, 
“лучше синица в руках, чем журавль в небе”.
Этика и ответственность
Вообще, этика - слово чрезвычайно неопределенное, и у каждого человека она 
существует как бы в нескольких вариантах, в зависимости от модальностей, в 
которых он в данный момент воспринимает и ощущает свою жизнь. Причем разные 
виды этики при этом рассогласуются друг с другом.
Как правило, иньская и янская этика сильно отличаются друг от друга, причем не 
только по фактическому содержанию правил, которые человек накладывает на свое 
поведение, но и по духу этих правил. Исследуя этот вопрос, нужно обратить 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 47
 <<-