|
человеческим понятиям, но основной Его атрибут - сила или могущество - есть не
что иное, как способность вмешиваться в земные дела, и даже в каком-то смысле
Он представляет эту способность как архетип: когда говорится что Бог всемогущ,
имеется в виду, что вся сила, которая есть в мире, - от Бога. Это типично
янский взгляд. Наоборот, приписывание Богу таких атрибутов, как всеведение,
мнение, что “Бог правду видит, да не скоро скажет”,- это иньское Его понимание.
Янская религиозность связана в первую очередь с исполнением воли Божьей
человеком - так, как он ее понимает - и претворением ее в жизнь. При этом если
воля Божья заключается в работе над собой или над своей жизнью, то человек
обычно разделяет свою психику на две части: на свое высшее начало, то есть
область, которая находится под непосредственным действием религиозного чувства,
с одной стороны, и остальную психику, с другой; при этом он считает, что его
высшее начало управляет жизнью всей остальной его психики, и реализует на ней
свои программы. Таков янский подход к религиозности. Иньский подход, наоборот,
заключается в том, что человек видит свою религиозность в максимальном
восприятии воли Божьей и именно в этом восприятии и адаптации к ней видит свою
главную религиозную задачу. Воля Божья может звучать внутри него, а может
проявляться и в каких-то внешних обстоятельствах, и он должен к ним
приспособиться, пусть даже ценой притеснения остальной, так сказать, профанной
части своей психики и своей жизни, которые могут иметь свои цели и могут даже
бунтовать против Божественной воли, но их следует смирять или, в крайнем случае,
подавлять, и организовать свою внутреннюю и внешнюю жизнь в соответствии с
религиозными требованиями.
Религиозность человека может очень сильно меняться в зависимости от того, в
какой модальности он в данный момент находится. Есть, например, люди
чрезвычайно религиозные под архетипом инь и совершенно теряющие эту
религиозность, как только у них включается ян. Бывает и обратная ситуация,
например, человек может полностью признавать, уважать и бояться Бога
устрашающего, активно вмешивающегося в судьбу, и в то же время совершенно не
понимать и не принимать Бога милосердного, Бога любви, сострадания, прощения и
милости. “Ну, - скажет он, - я с такими проявлениями Бога просто никогда в
жизни не сталкивался, ни внутри, ни снаружи. Мне всегда приходится платить по
своим счетам, что-то я не замечаю много милости и доброты в окружающем мире.
Если Бог действительно хочет от меня чего-то добиться, то Он всегда говорит мне
об это прямо - разит в лоб, а иначе я, видимо, не понимаю”.
Вопросы к читателю. Какие качества Бога с вашей точки зрения свойственны Ему в
первую очередь? А без каких Он мог бы и обойтись? Какие Божественные функции
существенны для мира, а с какими может справиться и человек сам? В каких
ситуациях ваши религиозные чувства проявляются наиболее сильно? В чем с вашей
точки зрения состоят главные недостатки вашей религиозности? Оцените ваши
ответы с точки зрения модальностей инь и ян.
Перевоплощения, карма и бессмертие души
Кто кого вяжет в узлы: карма меня или я ее? В зависимости от того, как человек
отвечает на этот вопрос, можно судить о том, в какой модальности он понимает
карму - иньской или янской.
Иньский взгляд делает человека марионеткой кармы, во многом беспомощной жертвой
последствий своих поступков. Если карма прошлых воплощений была наработана
хорошая, то он опять-таки не имеет никакого выбора и сталкивается с
положительными последствиями в виде различного рода привилегий, талантов,
способностей, удачи и тому подобное.
Янский взгляд предполагает, во-первых, что человек может активно участвовать в
переработке кармических последствий своих прошлых воплощений, то есть его
задача заключается не столько в том, чтобы пассивно терпеть и приспосабливаться
к кармическим результатам своих прегрешений, сколько в том, чтобы на их
материале что-то делать и облагодетельствовать при этом человечество или хотя
бы узкий круг близких и знакомых. Кроме того, янский взгляд на карму
предполагает возможность работы на будущие воплощения, когда душа берет на себя
нагрузку, не соответствующую своим наработкам в прошлых воплощениях, то есть
человек живет более тяжелой жизнью, чем он мог бы, но он это делает с целью
создания фундамента для работы в следующих жизнях.
Пристально изучая обстоятельства прошлых жизней, насколько это ему доступно,
посвящая этому вопросу иногда много сил и энергии, человек в иньской позиции не
склонен ничего делать с полученной информацией, что вызывает естественное
недоумение его знакомых с янской позицией. Они говорят: “Ну, скажи, ну зачем
тебе это, ну был ты в прошлом воплощении Тутанхамоном или его слугой, и как это
повлияет на твое поведение в этой твоей жизни?” Адекватного ответа на заданный
вопрос в иньской модальности обычно не следует, однако это не значит, что его
нет. Для человека, находящегося под влиянием иньского архетипа, знание (хотя бы,
в общем) обстоятельств его прошлой жизни нужно не для того, чтобы конкретно
использовать в его нынешней жизни. Эти знания и даже туманные ощущения играют
совершенно иную роль: они оформляют общий фон его жизни, дают ему ощущения
непрерывности, связности существования и его глобальной осмысленности; и этот
фон распространяется на всю его жизнь и на все ее обстоятельства. Ему может
быть важно знать, что неприятности, которые он в данный момент переживает,
логически не вытекают из его неправильного поведения в этой жизни, и это знание
совершенно по-новому окрашивает ему достаточно неприятный сюжет, делая его
более переносимым и терпимым. Почему так получается, он сказать не может, но
сам факт влияния этого знания на его текущее настроение вполне очевиден.
Янский подход означает совершенно иное отношение к обстоятельствам прошлой
жизни, и человек использует их, например, в качестве аргументов в проведении
|
|