|
потенциал, способность что-либо делать. В янской модальности человек более
отождествляет себя с процессом обучения других людей. Он гордится тем, как он
учит и как меняются люди, которых он учит, как прекрасно они выучивают материал.
Пафос иньской личности заключается в ее умении приспособляться и выживать в
любых условиях, пафос янской - в ее способности навязывать окружающему миру
свою программу, реализовывать ее на материале внешнего мира. Конечно, возможен
и янский подход и при работе с самим собой, но тогда человек четко разделяет
свой внутренний мир на две различные части: одна часть это его “я”, то которое
производит работу, а вторая часть - психика, которая должна быть перестроена.
Например, я решил выработать в себе терпение. Такого рода позиция, типично
янская, заключается в том, что психика рассматривается как объект воздействия
некоторой своей части, особо отмеченной, которую человек считает своим “я”, и
это “я” производит работу во внешнем по отношению к нему психическом
пространстве. Впрочем, терпение типично иньская добродетель, ей соответствует
такая янская добродетель как настойчивость, то есть последовательность в
проведении своей воли, своего намерения.
На высшем, мистически-философском уровне понимания личности также есть два
принципиально разных подхода к ней, соответствующие иньскому и янскому началу.
При янском подходе человек отождествляет себя с Богом-творцом, он становится
Богом, творящим мир в соответствии с определенным планом. При иньском подходе
человек, наоборот, становится частью Бога, он растворяется в Нем и ощущает себя
как волна в океане. Эта волна не имеет никаких особенных целей, она просто
катится рядом с другими волнами и основной смысл ее жизни это просто бытие как
таковое, не имеющее определенной цели, которая должна быть реализована. Если
лозунг янской личности “я делаю”, то лозунг иньской личности “я переживаю”, “я
проживаю”, “я есмь”. Иньский принцип бытия, таким образом, соответствует
янскому принципу действия.
Переключение модальностей с инь на ян иногда производит впечатление подмены
человека, то есть из одной личности он становится совершенно другой.
Необъяснимая смена настроения, планов, мировоззрения, психологии часто связаны
со сменой высших архетипов. Если вы внимательно понаблюдаете за собой и за
вашими знакомыми, обращая внимание, как личность меняется при смене архетипов
инь на ян и наоборот, то можете обнаружить удивительные по своей точности
закономерности. Они будут свидетельствовать о том, что в действительности
интеграции личности у человека еще не произошло и у него фактически есть две
разные субличности, которые друг с другом плохо договариваются и одна из
которых активна под архетипом инь, а другая под ян. Что это означает на
практике? Например, есть люди, с которыми можно договориться единственным
образом: уговорив их принять вашу точку зрения и ваш план, пользуясь тем, что
их иньское начало мягкое и сговорчивое, в то время как при включении янского
они становятся совершенно нетерпимыми, узколобыми и догматичными и проводят в
жизнь свои планы, нисколько не тревожась об их реализуемости и уместности, и
полезности для окружающих. Бывает, впрочем, и наоборот, то есть человек может
быть умен, предусмотрителен, щедр и благороден в своей янской ипостаси, и
неуверен, закомплексован, робок и нетерпим в иньской, и интеграция такого рода
субличности в одну это большая и трудная работа, которая может потребовать
чрезвычайно длительных и напряженных усилий, как внутренних, так внешних.
Вопросы к читателю. Какие добродетели из числа распространенных вам больше
импонируют? Оцените их с точки зрения модальностей инь или ян. Каких качеств
вам не хватает? Какие вы хотели бы у себя выработать? Какие качества вы
считаете для себя негативными и стремитесь к тому, чтобы их преодолеть? Какие
качества в первую очередь вы хотели бы воспитать у своих детей? Как вы думаете,
что для человека важнее: делать или ощущать? Считаете ли вы мудрость чем-то
принципиально отличающимся от ума, или для вас это не что иное, как его
наивысшая форма?
Бог и религиозность
Иньский взгляд на Бога ставит человека в позицию полной зависимости от Его воли,
будь она понятной человеку или нет. Главная добродетель в данном случае это
внимательное соблюдение воли Божьей, смирение перед ней, отсутствие бунта
независимо от тяжести судьбы, которая человеку выпадает. “Раб Божий”,
“ничтожный червь, не смеющий поднять головы” - типичные самохарактеристики
человека в иньской модальности, относящего себя к Богу. Бог предстает в таком
своем величии, что человеку просто не остается никакой другой возможности,
кроме как смиренно принять Божественную волю и ей подчиниться, более или менее
удачно адаптировав ее к своей судьбе.
Янский взгляд на Бога нередко делает человека если не равным Богу, то, по
крайней мере, сопоставимым с Ним, и дает ему возможность на Бога тем или иным
способом влиять, например, с помощью молитвы. Сама по себе идея, что молитва
может доходить, уже предполагает возможность влияния человека на Бога, и этот
взгляд поддерживается, по-видимому, всеми религиями без исключения. Другой
вопрос - насколько точно Бог выполнит мою просьбу: вполне возможно, что он ее
как-то скорректирует, урежет, модифицирует, а иногда может даже сделает и назло,
но, в любом случае, я могу на Него влиять. Это - типичное проявление янского
архетипа.
Иньский взгляд на Бога выделяет в Нем такие качества, как любовь, милосердие,
понимание, милость, заботу о мире и о человеке; янский же взгляд выделяет в Нем
способность сотворить и поддерживать мир, активно вмешиваться в его дела. К
янской модальности относятся такие аспекты Бога, как разрушающие, карающие,
несущие справедливое возмездие, вершащие Божественный суд над земными делами и
обстоятельствами. Янский Бог может быть и жесток и даже несправедлив по
|
|