Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Авессалом Подводный :: ВЫСШИЕ АРХЕТИПЫ: ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ :: 3. Ч а с т ь 2 - ДИАДИЧЕСКИЙ АРХЕТИП
<<-[Весь Текст]
Страница: из 47
 <<-
 
образами, но в момент восприятия человек, по крайней мере, сознательно, не 
ставит себе никаких специальных ограничителей. Глаза его широко раскрыты, уши 
направлены к собеседнику, даже немного приоткрыт рот, чтобы ничего не упустить 
и не пропустить. Такого рода восприятие очень ценно для писателя и поэта, 
которые хотят, чтобы не только смысл текста, но и его эмоциональное наполнение 
дошли до его читателя. После того, как текст воспринят и прошла какая-то 
внутренняя работа, возможно уже иное восприятие произведения, его внутренняя 
критика и т.д., но первичное восприятие должно быть именно иньским. 
Янское восприятие, наоборот, избирательно и целенаправленно, оно имеет 
априорные установки и четкие ограничения. Человек не просто воспринимает, а 
воспринимает, имея в виду определенные дальнейшие цели, определенную работу, 
определенную деятельность. Нередко янское внимание предполагает быструю и даже 
немедленную реакцию на то, что человек воспринял. Последнее, хотя и не 
обязательно, но типично. Однако бывает янское внимание, которое не предполагает 
никакой внешней реакции, но является частью некоторого целенаправленного 
внутреннего процесса, который в какой-то момент нуждается в определенной 
информации, и человек настраивается на источник информации и воспринимает эту 
информацию под вполне определенным углом и ракурсом. То, что информация при 
этом искажается, его нисколько не тревожит. Таков, например, взгляд 
профессионального критика на художественное произведение, которое недавно вышло 
в толстом журнале, и теперь критик должен написать критическую статью. У него 
есть вполне определенный социальный заказ, он знает положение автора в 
литературных кругах, он приблизительно представляет себе, чего ждет от него 
редактор журнала, и в соответствии с этим читает и воспринимает художественное 
произведение. Янское внимание - это внимание профессионала. Аналогично, с 
сильным янским оттенком художник смотрит на пейзаж, который он собирается 
запечатлеть в своей картине. Он не просто им любуется, он обращает внимание 
именно на те детали и подробности, которые помогут ему в выборе точного сюжета 
картины, основных цветов и форм. Вполне может быть, что на более глубоком 
подсознательном уровне внимания художник воспринимает, и даже гораздо более 
полно, пейзаж в иньской манере, так, как это делает дилетант, но его основное 
внимание носит подчеркнуто янский характер. Другой пример: в комнату входит 
ребенок, только что вернувшийся с улицы. Взгляд гостя на него носит иньский 
характер; он воспринимает мальчика как такового, ничего в нем особенно не 
акцентируя. Взгляд матери, наоборот, имеет отчетливо янский характер: ее 
интересуют совершенно определенные подробности того, что она видит, например, в 
порядке ли одежда мальчика, нет ли на его глазах слез, взволнован он или 
спокоен, не замерз ли и т.п. Если тревожных признаков из фиксированного списка, 
имеющегося у нее в сознании, не обнаруживается, мать переключает свое внимание 
с янского на иньское и смотрит на ребенка гораздо более спокойно и существенно 
более широко воспринимающим взглядом, не предполагая никакой реакции. А пока ее 
внимание носило янский характер, ее подсознание было готово по любому 
тревожному наблюдению выдать соответствующую реакцию: “Немедленно приведи в 
порядок свою прическу!”,“Ты замерз, пойди сразу же надень свитер и шерстяные 
носки!”
При иньском взгляде никакой немедленной реакции человека не предполагается. Он 
нередко смущает окружающих: ”Ну, что ты на меня смотришь?” - спрашивает девушка 
молодого человека. “Я тобой любуюсь", - после этих слов повисает неловкая 
пауза: барышня как бы хочет сказать: “Ну, любуешься, а дальше что, какие шаги 
ты предпримешь в связи с этим?” Но если у юноши сильное иньское начало, то она 
может не дождаться никакого ответа.
Вопросы к читателю. Трудно ли вам слушать собеседника, его не перебивая и не 
выражая свои эмоции по поводу его рассказа? Когда вы смотрите телевизор, 
делаете вы это молча или время от времени эмоционально реагируете, высказываете 
свое мнение по поводу происходящего? Легко ли вас убедить, рассказывая что-либо,
 легко ли вы встаете на точку зрения собеседника? Долго ли она держится внутри 
вас? Склонны ли вы к некритичному восприятию? Есть ли у вас привычка специально 
настраивать свое внимание, разговаривая с человеком, то есть определять угол 
зрения, под которым вы его воспринимаете или слушаете? Меняется ли ваше 
восприятие в зависимости от этого угла зрения? Замечаете ли вы, что некоторые 
люди могут слушать вас совершенно по-разному?
Концепция личности
Вопрос: “Что есть “я”?” - решается человеком совершенно по-разному в 
зависимости от того, в какой модальности он себя воспринимает.
Говоря о себе в янской модальности, человек отождествляет себя со своими 
действиями, он мыслит себя инструментом, воздействующим на мир, его интересуют 
качества его характера, которые помогают ему в таком воздействии или мешают в 
этом. Он отождествляет себя с результатами своей работы, с теми изменениями, 
которые он провел в мире, с той работой, которую он совершил. Наоборот, будучи 
ведом иньским архетипом, человек обращает основное внимание на то, как он 
адаптировался к миру. Если янская гордость собой это позиция “смотрите, что я 
натворил”, то иньская гордость собой это позиция “смотрите, что я перенес”. 
Находясь в янской позиции, человек скажет “я строитель”, “я врач”, “я 
исследователь”, “я путешественник”, “я строю дома”, “я лечу людей”, “я 
путешествую в дальние страны и исследую их”. Находясь в иньской позиции, 
человек скажет совершенно по-другому: “я принимал участие в строительстве 
города”, “многие люди были вылечены мною”, “в своих путешествиях я многое 
пережил и многому выучился”. К иньским чертам личности человек обычно относит 
умение и способность учиться, при этом его волнуют изменения в нем самом, 
которые происходят в процессе обучения, - например, он набирает более высокий 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 47
 <<-