|
продолжить свое изложение в локальной модальности. Как все-таки заставить его
переключиться, читатель может подумать сам, а может почитать дальше.
Стадия 2. Идентификация. На этой стадии человек осознает существование
локальной и глобальной модальностей и, хотя вряд ли называет их для себя
специальными словами, все же во многих случаях полусознательно отслеживает их
во внешних ситуациях; в значительно меньшей степени это относится к его
собственному поведению.
Для этой стадии характерна фиксация человека на одном из архетипов, то есть в
каждый момент времени человек признает только один из двух способов
рассмотрения объекта и на нем настаивает, отрицая другой; попытки окружающих
навязать ему противоположную модальность рассмотрения или им игнорируются, или
вызывают откровенное раздражение, воспринимаясь как досадные и совершенно
неуместные. Например, фиксация на глобальном архетипе означает стремление
человека говорить о чем угодно только в общем, очерчивать рамки, делать
интегральные оценки и моментально терять интерес к любой теме, как только она
начинает разворачиваться, обнаруживая детали, аспекты, подробности. Если
попросить его конкретизировать свою мысль, он скорее всего не услышит вашей
просьбы или ответит общими словами, или переведет разговор на другую тему - но
в любом случае будет понятно, что вашим поведением он очень недоволен и считает
его неуместным и бестактным.
Еще менее переносимым будет человек, фиксированный на локальной модальности: он
будет топить вас в несущественных и утомительных деталях, считая их наиболее
содержательной частью информации (честно говоря, по-другому ее излагать -
например, обобщать или суммировать - он попросту не умеет). Если, не дождавшись
от него существенных выводов, вы попытаетесь сделать их сами, он, скорее всего,
скажет вам, что еще далеко не все существенное и первостепенно важное вам
рассказал, а о многом даже и не упомянул, и делать какие бы то ни было выводы
еще явно преждевременно. Если вы попытаетесь изложить ему что-либо в глобальной
модальности, он немедленно вас перебьет и попросит уточнить многочисленные
детали, не имеющие, с вашей точки зрения, никакого значения для существа дела -
и если вы пойдете ему навстречу, то скоро вообще забудете, о чем первоначально
собирались рассказать.
На этой стадии человек понимает, что включение как локального, так и
глобального архетипа всегда означает необходимость определенной работы:
глобальный архетип требует усилий для обозначения и описания целостного объекта,
локальный архетип - для идентификации и описания детали в пределах объекта.
Фраза: “Давайте определим предмет нашего разговора”, - для этого человека
вполне естественна, и он не считает, что она является пустой формальностью.
На стадии идентификации человек также придает существенное значение процессам
локализации и обобщения, естественно возникающим при переходе модальностей от
глобальной к локальной и обратно. Локализация это процесс выбора элемента или
части в объекте, обобщение - обратный процесс, когда на основе изучения части
делаются выводы о целом. Этот человек понимает, что чем больше усилий приложено
для описания объекта (работа глобального архетипа), тем легче произвести в нем
локализацию и найти по необходимым признакам нужный элемент или фрагмент: так,
сыщик со стажем работы в данном районе по свежим следам легко отыщет
преступника. С другой стороны, чем более детально изучен данный элемент и его
связи с другими элементами объекта (работа локального архетипа), тем больше
значимых выводов можно сделать на этом основании об объекте в целом. Например,
для того, чтобы определить уровень развития страны, необязательно собирать
сведения о ее национальном доходе, валовом продукте, товарообороте и т.д.;
достаточно приехать в средний провинциальный городок и внимательно изучить
жизнь его обитателей - выводы, которые сделает аналитик на этом материале,
могут оказаться существенно точнее тех, которые предложит глобальная статистика.
На этой стадии наблюдается, по сравнению с предыдущей, определенная инертность
в используемых модальностях, то есть человеку не так легко перейти от локальной
к глобальной и обратно. Это означает, с одной стороны, образование существенной
связи человека с соответствующими архетипами и, следовательно, способность
совершать работу локализации (поиска и изучения части в пределах целого) и
глобализации (оформления и изучения целостного объекта). С другой стороны,
образовавшаяся с архетипом связь оказывается иногда все еще слишком непрочной,
и тогда человек рискует оказаться на хаотической стадии, а иногда, наоборот,
чересчур сильной, и тогда человек попадает к локальному или глобальному
архетипу в рабство, будучи не в силах от него отказаться. Всем, вероятно,
встречались люди, не способные сосредоточиться на главном, но неизменно
растекающиеся по бесконечным деталям, - так выглядит рабство у локального
архетипа; наоборот, рабство у глобального архетипа означает жизнь в постоянной
абстракции, совершенную неспособность вовремя конкретизировать свои мысли и
действия, найти точное время и место для приложения усилий.
Итак, на второй стадии происходит идентификация локального и глобального
архетипов, то есть человек учится их распознавать и ощущать их влияние, но не в
состоянии волевым образом ими управлять - в первую очередь потому, что это не
приходит ему в голову. Поэтому он нередко оказывается некомплементарным по
отношению к партнеру или ситуации, но не потому, что вообще не чувствует
модальностей, а вследствие неумения включить нужную. Для него последнее не то,
чтобы сложно, но как-то не приходит на ум, что это можно сделать.
И здесь впервые возникает достаточно тонкий вопрос: какова же комплементарная
модальность? Как автор уже писал во введении к этой книге, комплементарность
далеко не всегда тождественна синтонности, то есть использованию той же
|
|