|
и нижестоящие элементы, и выбирать следующий фрагмент рассмотрения на основе
этой информации. Например, придя в гости, где присутствует множество совершенно
незнакомых людей, не нужно хаотично спрашивать имена всех, кто попадется под
руку. Гораздо правильнее выяснить, кто здесь хозяин и хозяйка; затем спросить,
присутствуют ли в собрании их родственники, близкие друзья, коллеги по работе;
после этого перейти к родственникам хозяев, затем к их друзьям и т.д.
На любительском уровне теряется наивная априорная уверенность человека в том,
что данный фрагмент целого может быть произвольно выбран: оказывается, что,
во-первых, это иногда довольно трудоемкая процедура, а во-вторых, и здесь нет
полной свободы, так как у целого есть свое мнение на тему того, какие его части
и как следует рассматривать, и неучет этого мнения может привести к неприятным
последствиям. Это хорошо знают воспитатели и администраторы: часто совершенно
невозможно разрешить конфликт, пусть даже незначительный, оставаясь в рамках
непосредственных взаимных претензий участников. “Он меня ударил!” - “А он меня
обманул и вообще первый начал!” Понятно, что для того, чтобы успокоить и ввести
в разум участников конфликта, необходимо существенно расширить рамки
рассмотрения ситуации, выяснить ее предысторию, коснуться основ мировоззрения
участников, напомнить им о понятиях долга перед младшими и уважении к старшим,
предложить программу будущих действий и т.д.
В аналогичной ситуации оказывается исследователь, изучающий любой элемент
сложной системы: без учета его взаимоотношений с другими элементами оказывается
совершенно невозможным понять его существование, и выделение относительно
изолированного фрагмента среды, содержащего данный элемент, является сложным
искусством, которое человеком на любительском уровне лишь начинает осваиваться.
Другими словами, на любительском уровне человек уже воспринимает влияние других
элементов объекта на рассматриваемую им часть и лучше чувствует объект в целом,
и хотя тот по-прежнему остается в некоторой дымке, но его общие контуры уже
прорисовываются. Так поэт-любитель, мучаясь над неуклюжей строчкой, в какой-то
момент остро ощущает, что причиной его неудачи является не плохой комбинаторный
талант или недостаточная память, а плохое знакомство с литературным языком,
который и отказывает ему в своем покровительстве; и ему приходит в голову очень
неприятная мысль, что порой лучше выучить наизусть десять хороших чужих
стихотворений, чем написать одно плохое свое.
Итак, любительскому уровню свойственно более глубокое отношение человека к
рассматриваемому им элементу, и осознание того, что это рассмотрение является
заведомо неполным - в частности, из-за обнаруживаемых явно и ощущаемых
интуитивно связей этого элемента с другими частями объекта. Это служит для
человека уточняющим импульсом для дальнейшего направления внимания и прибавляет
скромности в оценке своего понимания: здесь нередко можно услышать такие отзывы
о себе, как: “и я увидел, что ничего еще толком не понимаю”, “век живи, век
учись, дураком помрешь” и т.п. Здесь намеки целого на то, какое внимание должно
быть уделено каждой его части человеком почти не воспринимаются - они
становятся явственно слышны лишь на профессиональном уровне.
На любительском уровне находящаяся в центре внимания часть объекта по-прежнему
кажется ему самой интересной из всех - но он чувствует, что другие его части
тоже по-своему не лишены интереса и через некоторое время их тоже имеет смысл
рассмотреть, тем более, что знание данного фрагмента прольет на них
дополнительный свет (на варварском уровне человек смотрит на каждый новый кусок
объекта, полностью забывая обо всех предыдущих; если он подобным образом
относится к своему жизненному опыту, то о нем говорят: “хоть кол на голове
теши”). Кроме того, с каждым новым изученным фрагментом объекта у человека
улучшается интуитивное представление о нем как о целом, чего на варварском
уровне не происходит. Поэтому для любительского уровня не характерно
отождествление объекта с его рассматриваемой в данный момент частью: человек
ясно понимает, что они не похожи и не сопоставимы. Синекдоха в данном случае
если и используется, то не по прямому смыслу, а подчеркнуто иронически или
иносказательно. “Твои мечты сегодня вечером зайдут”, - сообщает мать своей юной
дочери, имея в виду предмет ее влюбленности.
На профессиональном уровне проработки локального архетипа человек с
чрезвычайной осторожностью и вниманием выбирает фрагмент целостного объекта,
который он будет рассматривать. В некоторых случаях он готов потратить на этот
выбор большие усилия, зная, что иначе он вырвет из объекта кусок, как говорится,
“с мясом”, что создаст много хаоса и неразберихи. Приблизительно такая задача
стоит перед президентом страны, формирующим правительство и определяющим спектр
задач для каждого своего министра: ясно, что, при всей обширности этого спектра,
он должен быть разумно ограничен, а иначе каждый из министров будет фактически
заниматься делами всей страны, и к добру это не приведет.
На профессиональном уровне человек, рассматривая элемент целого, хорошо видит
его разнообразные связи со всеми остальными элементами. Кроме того, он может
быстро переместить свое внимание на другой элемент или фрагмент целого, не
забывая о предыдущем, что дает ему большие преимущества: особенно тонкие
подробности лучше всего просматриваются из глубины или сбоку.
Профессионально-локальный взгляд на часть объекта всегда предполагает хорошее
представление человека об объекте в целом, который ощущается при локальном
взгляде как определенный (и весьма существенный) фон, на котором располагается
данная часть. Профессионализм заключается в умении человека хорошо видеть этот
фон, например, быстро замечать его изменения при изменениях объекта,
происходящих в совершенно других, может быть, весьма отдаленных его частях. При
этом рассматриваемая в данный момент часть в чем-то сразу меняется, и человек
умеет это увидеть. Так, экстрасенсы говорят, что фотографии меняются после
|
|