|
выглядит совсем иначе, чем под глобальным. Здесь оно происходит одномоментно,
то есть в тех ситуациях, когда человек чувствует, что в данный момент он делает
что-то чрезвычайно для семьи актуальное и за это она вознаграждает его своим
вниманием, аплодисментами и радостными криками детей, как, например, при
появлении на столе именинного пирога. Такого рода ситуации, при должной их
акцентуации в семье, гораздо важнее для самоутверждения и самореализации члена
семьи, живущего под локальным архетипом, чем оформление и осознание им своей
роли в семье, взятой абстрактно. Последнее имеет смысл и значение лишь под
глобальным архетипом.
Вопросы к читателю. Насколько четко распределены роли и обязанности в вашей
семье? Чувствуете ли вы, какое место отводит семья лично вам? Задумываетесь ли
вы на тему о том, что у каждого из членов вашей семьи есть своя территория как
в физическом, так и в психологическом плане? Считаете ли вы, что родители
должны точно регулировать обязанности всех детей в семье? В какой мере ваша
деятельность в пределах семьи вами планируется? В какой мере она планируется
другими членами семьи? Важны ли для вас семейные ритуалы?
Пара
Поведение человека наедине с другим, или поведение в паре, представляет собой
один из самых важных моментов социализации. Здесь личность человека входит в
наиболее тесное взаимодействие с личностью другого и здесь оттачиваются и
реализуются самые тонкие и самые искусные социальные навыки. Невозможно
переоценить роль правильно выбранной и правильно воспринятой модальности в
межличностных отношениях, идущих в изолированной паре. Даже само понятие
диалога, по-видимому, связано с умением одного человека услышать и воспринять
точку зрения другого. Понятие “точка зрения” также, безусловно, включает в себя
невидимые, часто неслышимые и неосознаваемые, но очень ясно чувствуемые
модальности. При смене модальностей ситуация в паре меняется качественно:
иногда пара распадается, иногда пара, наоборот, чувствует необычайное единство,
причиной которого чаще всего является согласование не столько содержания, то
есть точек зрения собеседников, сколько их способов видения данной ситуации в
некотором абстрактном смысле, то есть, другими словами, согласование
абстрактных модальностей, соответствующих высшим и просто высоким архетипам. В
качестве примера рассмотрим разницу в использовании локального и глобального
архетипов при парном общении.
Локальный взгляд на пару чаще всего означает, что человек придерживается той
точки зрения, что в паре в данный момент времени есть один человек - или он,
или его партнер, и внимание обоих членов пары, таким образом, сосредоточено на
одном из них. Другими словами, человек под локальным архетипом молчаливо
предполагает, что в каждый момент времени внимание обоих членов пары
сосредоточено, например, на том, кто говорит. Тот, кто говорит, должен думать,
что он говорит, а тот кто слушает, должен внимательно слушать и полностью, и по
возможности некритично, воспринимать того, кто говорит. Затем возможна перемена
ролей, тот, кто говорил, начинает слушать, а тот, кто слушал, высказывает свое
мнение о происходящем, при этом полностью забывая о партнере и сосредоточившись
на себе и своих мыслях. Для локального взгляда сложно помыслить пару как целое,
по крайней мере, в ситуации, когда она изолирована от окружающей социальной
среды. Например, в ситуации, когда два человека, находясь в уединении, беседуют
о чем-то, локальный взгляд признает или одного партнера, или другого партнера.
Согласование с локальной точки зрения в основном понимается как тождество
позиций и взглядов, а понятие комплементарности часто воспринимается как
синоним синтонности, то есть тождества модальностей. Вообще, локальному взгляду
трудно представить, что возможно адекватное общение между существенно
различными людьми или он видит это как искусное перевоплощение, так что если
мой партнер сильно отличается от меня, то, общаясь с ним, я должен надеть на
себя костюм, очень похожий на него, или же он должен одеть на себя костюм,
очень похожий на меня, и только тогда между нами возможно адекватное общение.
Глобальный взгляд обладает в первую очередь той особенностью, что никогда не
забывает о существовании обоих партнеров. Например, если при глобальном взгляде
я излагаю свою мысль партнеру, то краем глаза обязательно смотрю за ним и его
реакцией, и при этом у меня будет быстрая и точная обратная связь, например, я
всегда увижу, что мой партнер слушает меня невнимательно. При локальном взгляде
это обстоятельство часто ускользает от внимания активного члена пары. Для
глобального взгляда характерно местоимение “мы”; “мы договорились”, “давай мы с
тобой попытаемся распределить роли”. Последняя формулировка типична для
глобального архетипа. Глобальный взгляд далеко не всегда понимает
комплементарность как тождество; наоборот, он склонен распределять роли,
например, отдавая одну из противоположностей одному из партнеров, а другую -
второму. Например, таковы ситуации, когда один из партнеров находится в янской
позиции, другой в иньской, один представляет глобальный взгляд, другой
представляет взгляд локальный; глобальный архетип умеет хорошо сочетать такого
рода акцентуации, интегрируя партнеров в единое целое. Правда, ему сложно,
распределив роли определенным образом, разрешить партнерам в какой-то момент
ими спонтанно поменяться, например, если в паре один из партнеров постоянно
находится в мужской роли, а другой в женской, или если один постоянно прав, а
другой постоянно виноват, то разрешить им поменяться ролями глобальному
архетипу очень сложно. Он обычно предполагает устойчивое распределение ролей и
его нарушение воспринимает как если не катастрофу, то весьма неприятное явление,
и стремится как можно скорее восстановить привычное распределение. Например, в
паре, где один из партнеров всегда обижает второго, а второй на него обижается
и возлагает вину, ситуация, когда первый партнер вдруг за что-то обидится на
|
|