|
важных и менее важных членов этого коллектива, и для человека чрезвычайно
существенно, к какой именно категории он относится сам. Для него важны идеи,
которые собрали этот коллектив вместе, смысл действий или мероприятий, которые
в этом коллективе проводятся и которые его объединяют. Он любит говорить об
истории этого коллектива, причем не в деталях, а как бы объединяя всю его
историю от начала его создания до текущего момента, а возможно, и охватывая
дальнейшие перспективы. Он любит говорить за коллектив в целом, оценивать его
состояние в настоящий момент - “хорошо сидим”. Если в коллективе появляется
новое лицо, то человек, ведомый глобальным архетипом, озаботится тем, как можно
этого нового человека встроить в коллектив оптимальным образом. Может быть, он
возьмет над ним опеку, представит его должным образом, задаст какие-то вопросы
и в целом организует ситуацию так, что человек довольно быстро найдет свое
место и почувствует на нем себя уютно и комфортно. Глобальный архетип позволяет
человеку хорошо чувствовать общую атмосферу в коллективе и тонко ей
манипулировать в любом желательном ему направлении. К недостаткам этой позиции
следует отнести некоторую властность и отождествление себя с коллективом;
впрочем друзья могут это легко прощать, считая признаком преданности.
Вопросы к читателю. Любите ли вы подчеркнуто ритуальные моменты жизни
коллектива? Нравятся ли вам люди, задающие тон в коллективе, и хотели бы вы
почаще быть на их месте? Что больше сплачивает друзей - прошлое или настоящее?
Когда у вас начинается роман, стремитесь ли вы поскорее привести вашего
избранника (избранницу) в круг своих друзей или вы некоторое время медлите с
этим, пока отношения не сложатся более или менее серьезно? Боитесь ли вы что
ваш друг (подруга) уведут вашего возлюбленного? Происходило ли это в реальной
жизни?
Семья
Для большинства людей семья - наивысшая ценность. Однако поведение человека в
семье регулируется часто невидимыми и неощущаемыми им законами как самой
внутрисемейной жизни, так и его собственной психики, и здесь наблюдение за
модальностями может пролить свет на самые загадочные и таинственные причины,
делающие невозможными решение многолетних актуальных семейных и личностных
проблем.
Глобальный архетип предлагает человеку смотреть и воспринимать семью в целом,
подбирая и определяя в ней свое место, даже ценой конфликта с другими членами
семьи. При этом человеку очень трудно смириться с тем, что в какие-то моменты,
пусть на короткое время, его роль становится иной. Такого рода нарушения общей
диспозиции приносят ему ощущения тревоги, беспокойства, душевной боли, и он с
нетерпением ждет восстановления нормального с его точки зрения положения вещей.
Для глобальной модальности восприятия человеком своей семьи характерны такие
высказывания в качестве жизненных позиций: “мой дом - моя крепость”, “я в доме
хозяин”, “муж деньги зарабатывает - я их трачу”, “всяк сверчок знай свой
шесток”. Ребенок, находясь под глобальным архетипом, инстинктивно определяет
границы своего места в семье как географические, в пределах комнаты, так и
психологические, стремясь доминировать и определять свою волю в определенных
ситуациях, которые он считает своими, и начисто игнорируя все остальные. Когда
он вырастает, количество семейных ситуаций, которые должны восприниматься им
лично, увеличивается, и если ребенок, стремясь сохранить свою инфантильную
безответственность, продолжает ограничивать свой круг внимания в рамках семьи
теми же границами, которые были ему свойственны пять лет назад, то он
воспринимается как чрезвычайный эгоцентрик, и преодолеть такого рода
эгоцентризм - его можно назвать системным - чрезвычайно сложно, фактически это
нужно было делать гораздо раньше.
Локальный архетип дает совершенно иной взгляд на семью и семейные отношения.
Ребенок, растущий под преимущественным влиянием локального архетипа, часто жив,
непоседлив, не обращает внимания на устойчивые, сложившиеся в семье рамки и
легко их нарушает, например, непринужденно вбегает в кабинет к отцу, когда тот
занимается, чего не позволяют себе ни жена, ни прочие дети. Удивительным
образом, несмотря на то, что он игнорирует многие рамки, в целом он их не
нарушает, и возникает впечатление, что они для него как бы делаются прозрачными.
Жена под локальным архетипом вряд ли будет вести систематические записи своих
расходов и заранее планировать покупки, в том числе и большие. Если у нее
несколько детей, то она будет уделять максимальное внимание тому из них, кто в
данный момент, по ее мнению, в этом нуждается, часто забывая о нуждах остальных.
И дети будут хорошо знать, что для того, чтобы привлечь ее внимание, нужно
прийти и дернуть ее за платье или громко заплакать, лишь тогда ребенок может
рассчитывать на ее внимание. Еще более радикальное средство, это сказать, что
ты голоден, или болен, или несчастен. Однако как только горе стихает, желудок
наполняется, а слезы вытираются, интерес матери к ребенку резко падает и она
спешит заняться следующим актуальным на данный момент делом. Все это может
давать некоторую безалаберность, но может означать чрезвычайно легкий характер,
когда человек в самых тяжелых обстоятельствах не задерживается своим вниманием
на общем трагизме происходящего, а всегда умеет найти какой-то светлый момент,
и улыбка на его губах надолго не исчезает. Важно понимать, что локальный
архетип вовсе не исключает понятия семейной ответственности, просто эта
ответственность понимается локально, то есть человек обращает свое полное
внимание на область, которую он воспринимает как на данный момент актуально и
остро нуждающуюся в его внимании. Не нужно, однако, ждать, что он способен
окинуть своим мысленным взором ситуацию в целом и предпринять адекватные
действия, например, по ее глобальной долговременной стабилизации.
Самоутверждение под локальным архетипом для человека тоже актуально, но оно
|
|