|
внимание для того, чтобы вывести их из этой фиксации. Причем эта тема, вероятно,
значимая для подсознания, для сознания человека может не быть такой уж
принципиально важной. Бывают семейные пары, которые нашли взаимопонимание и
согласование по всем вопросам кроме одного, но в этом одном вопросе каждый из
них стоит на своей позиции, исключающей позицию партнера, и сдвинуться из этой
мертвой точки они почему-то не могут, несмотря на все усилия.
Глобальное застревание есть застревание на определенной теме, или например, на
определенной работе, которую человек исполнить должен, но он не может к ней
даже приступить – или, приступив, испытывает столь сильные негативные эмоции,
что немедленно прекращает ей заниматься, или его усилия оказываются совершенно
неэффективными. Если же он принимается разгребать такого рода непреодолимый
завал, то он, завал, поглощает человека полностью, и человек оказывается не в
состоянии ни сделать эту работу, ни выйти в другой сюжет. Такого рода отношения
многих людей связывает например с темой физического тела и физического здоровья.
Мало кто полностью удовлетворен своим физическим телом, считает его идеально
красивым или, по крайней мере, достаточно совершенным для себя лично. Однако
есть люди, для которых эта тема не имеет существенного значения. Не меньшее
количество людей, однако, неустанно недовольны своим физическим телом, пройдя
рубеж юности, уже не в плане красоты, а в плане здоровья и, например,
избыточного веса. Застревание на теме ожирения или, более широко, неправильного
питания и неправильного образа жизни свойственно, по-видимому, значительному
проценту населения стран западного мира. Однако решить эту проблему многие люди
совершенно не способны и застревают в ней на долгие годы, фактически до смерти.
Сказанное относится не к больным людям, для которых застревание на болезнях
может казаться естественным, хотя в принципе необязательным, а именно к людям
здоровым, но совершенно неспособным справиться с программой своего оздоровления
и безнадежно в ней увязающим.
Вопросы к читателю. Подумайте о разных своих знакомых. Как у вас происходит
застревание в отношениях с ними? Застреваете ли вы на отдельных приятных или
неприятных событиях или на определенных замкнутых сюжетах отношений? Что для
вас неприятнее: застрять на какой-то конкретной мысли или ситуации или застрять
в определенном сюжете, крутясь в нем, как белка в колесе? Любите ли вы ритуалы?
Трудно ли вам преодолевать надоевшие вам ритуалы и как вы это делаете:
одномоментно или длительными неторопливыми усилиями, словно распутывая сложный
узел? Нравится ли вам идея разрубания гордиева узла?
Деятельность
Влияние архетипов чрезвычайно важно при понимании деятельности человека. В
действительности, для того, чтобы нормально работать над чем либо и достигать
успехов в своей деятельности и получать от нее глубокое эмоциональное
удовлетворение, каждому человеку нужны свои определенные условия и своя
расстановка модальностей. Одна и та же работа, выполняемая при правильном,
органичном для человека сочетании модальностей, может приносить ему радость и
удовлетворение, а при неудачном, несвойственном ему сочетании модальностей,
наоборот, ощущаться как страшный психологический гнет, причем причина этого
гнета может быть ему совершенно неясна. С другой стороны, жизнь требует от
человека освоения всех существующих модальностей, поэтому упорствование на
одной из них в ущерб альтернативным также не может считаться образцом
правильного поведения. Рассмотрим теперь эту тему более конкретно, на примере
такой деятельности, как уборка квартиры.
Локальный подход называют иногда методом малых дел. Он заключается в том, что
человек приходит, например, в кухню и начинает наводить порядок, прибирать и
мыть посуду, не пользуясь при этом никакой специальной системой, а занимаясь
каждый раз тем предметом на который у него упал глаз. Например, он видит на
столе грязную чашку берет ее, моет и кладет в посудный шкаф. Затем взор его
падает на грязный пол, он берет веник и этот пол подметает; после этого его
внимание привлекают крошки на скатерти, он занимается ими, и так далее.
Глобальный подход выглядит совершенно иначе. Человек делит всю работу на четко
определенный ряд аспектов, которые в совокупности исчерпывают ее всю. Например,
в квартире следует а) навести чистоту и б) порядок. В пределах каждого аспекта
деятельности он устанавливает четкие сферы деятельности, которые в совокупности
исчерпывают данный аспект, например, навести порядок нужно в кухне, комнатах и
коридоре. Взявшись мыть посуду, он сначала вымоет все ложки, затем все вилки,
затем все чашки, затем все мелкие тарелки, затем все глубокие тарелки, после
чего разложит их в посудный шкаф в той же последовательности.
Не следует думать, что один из этих приемов в чем-то лучше или хуже другого, и
в каждой ситуации вполне может оказаться, что пригоден один и совершенно
непригоден другой. Например, воин в бою не может позволить себе направлять свое
внимание на противников в соответствии с определенной системой, скажем, сначала
осматривать их вооружение, затем тела, затем выражения лиц и так далее: в
каждый момент времени он должен максимальное внимание уделять тому противнику,
который на него в данный момент нападает, краем глаза присматривая и за
поведением всех остальных. С другой стороны, наводить порядок в финансовой
жизни организации методом малых дел, по-видимому, занятие совершенно
бесперспективное и обреченное на провал. Опытный главный бухгалтер никогда так
делать не станет.
Вопросы к читателю. Всегда ли в деятельности, которой вы заняты, есть
отчетливая объединяющая ее цель? Доверяете ли вы своей интуиции в плане того,
чем именно вам нужно заниматься в данную минуту, или вы считаете, что этот
вопрос необходимо решать, обязательно окинув мысленным взором вашу ситуацию в
целом? Считаете ли вы, что люди со свободным расписанием и люди свободных
|
|