Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Авессалом Подводный :: ВЫСШИЕ АРХЕТИПЫ: ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ :: 1. Ч а с т ь 1 - ХОЛИСТИЧЕСКИЙ АРХЕТИП
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-
 
обладающий едиными (для данного человека) качествами; набор этих качеств чаще 
всего неслучаен и образует законченную систему. Глобальная модальность часто 
обозначается такими словами, как “период”, “отрезок времени”, “интервал”: “В 
свой “голубой” период еще молодой Пикассо создал многие знаменитые свои 
картины”.
Многие слова, специфицирующие модальность времени, делают это в недостаточной 
степени, что может создавать поводы для больших недоразумений, особенно когда 
люди не стремятся к точности в коммуникации, надеясь преимущественно на 
телепатические способности собеседника, который и так, без всяких слов, все 
правильно понимает - увы, если бы это было так! Например, слово “сейчас” может 
иметь как локальный, так и глобальный смысл: на вопрос, что он делает сейчас, 
человек может ответить так:
- Сплю.
- Разговариваю с тобой.
- Собираюсь на работу.
- Жду отпуска.
- Коплю деньги.
- Переживаю крупный душевный кризис.
Какие модальности использованы в этих ответах?
Используемая человеком модальность времени, как правило, далеко не случайна - у 
подсознания есть множество веских (для него) причин для употребления именно 
этой, а не другой модальности. Нередко локальная модальность воспринимается как 
более сущностная, яркая, эмоциональная - но и более острая и опасная. Например, 
многие люди очень не любят отвечать на вопрос: “Что ты сейчас делаешь (тогда 
делал)?” в локальной модальности и незаметно переводят ее в глобальную - так 
отвечать куда безопаснее: “Тогда, в субботу на прошлой неделе, я, как обычно, 
сосал лапу у себя в берлоге”. (В последнем ответе видны старания человека 
употребить локальный архетип, как того требует вопрос, но в существенной части 
ответа модальность незаметно меняется на глобальную - об этом свидетельствует 
выражение “как обычно”.)
Еще один интересный вопрос - соотношение употребляемых человеком локальной и 
глобальной модальностей времени с модальностями прошлого, настоящего и будущего.
 Например, некоторые люди, говоря о прошлом, используют преимущественно 
локальную модальность, а говоря о настоящем и будущем - глобальную.
Вопросы к читателю. О чем может свидетельствовать описанная выше корреляция 
между холистическими модальностями и модальностями времени? Какие особенности 
есть в этом отношении у вас? Свободно ли вы сочетаете локальную и глобальную 
модальности с модальностями настоящего, прошлого и будущего? Нравятся ли вам 
поговорки: “дело прошлое”, “кто старое помянет - тому глаз вон”, “когда рак 
свистнет”? Считаете ли вы, что будущее в принципе покрыто густым туманом, и 
ничего конкретного о нем наверняка сказать нельзя? Были ли у вас конкретные 
события, оказавшие влияние на всю вашу жизнь? Опишите их в локальной и 
глобальной модальности. Какое из этих двух описаний точнее?
Любимые сюжеты, герои, образы
У каждого человека есть любимые с детства сказочные или мифологические сюжеты, 
герои книг и просто яркие образы, сопровождающие его по жизни. С 
психологической точки зрения, их выбор далеко не случаен - он отражает 
глубинные формы и акценты подсознания, которые определяют в основном весь 
жизненный сюжет человека. Поэтому весьма поучительным при анализе психики 
является рассмотрение модальностей, которые человек использует при описании 
своих любимых сюжетов и образов.
Глобальный архетип проявляется в любви человека к законченным сюжетам, к морали,
 к счастливому концу сказки, который расставляет все по своим местам, так 
сказать, раздает серьги владеющим ими сестрам. Глобальный взгляд интуитивно 
останавливается на герое, обладающем законченным характером - будь то 
воплощенное добро или даже иногда зло. Обаяние сказок Киплинга про Маугли в 
большой мере связано с единым образом Джунглей как завершенного, замкнутого в 
себе мира, ведомого Единым Законом, в основе которого лежит принцип общности 
крови и уравновешенного совместного существования, казалось бы, несовместимых 
видов.
Люди, ведомые глобальным архетипом, в детстве нередко предпочитают замкнутые в 
себе эпопеи, в рамки которых можно встраивать свою жизнь - таковы “Властелин 
колец” Р.Толкиена, мифология древних греков и индусов. При этом для человека 
часто не так важно, с каким именно героем любимого цикла преданий он себя 
отождествляет, - важнее для него сам факт своей психологической интеграции в 
замкнутый и завершенный сюжет.
Локальный архетип обычно выбирает отдельные штрихи, детали психологии или 
элементы сюжета, с которыми человек связывает себя - но не целиком, а какую-то 
часть своей психики и будущей судьбы. “Декамерон” Боккаччо, сказки о Винни-Пухе,
 Карлсоне, Чебурашке, Алисе в стране чудес, Мэри Поппинс привлекают яркостью 
отдельных эпизодов, а не законченностью общей картины, и, как правило, не 
вызывают желания выстроить свою жизнь в рамках созданной авторами реальности. 
Для человека, ведомого локальным архетипом, очень важны черты конкретного героя,
 с которым он (частично) идентифицируется, и эти черты и наиболее запомнившиеся 
эпизоды книг сопровождают человека по всей его жизни - нередко в форме особо 
запомнившихся цитат. Для англичанина и американца их неисчерпаемым источником 
служит Шекспир, для индуса - Бхагавад-Гита, для русского интеллигента, 
возмужавшего при социализме, - книги Ильфа и Петрова. “Гром и молния - входят 
три ведьмы”; “Я есть единое Я, мировое Я”; “сын турецко-подданного” - такого 
рода ссылки, вошедшие без какого-либо продолжения в плоть и кровь индивида, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-