|
иногда их удается компенсировать или обойти, а иногда нет, и тогда приходится
заниматься ими вплотную. Это весьма непростая и болезненная операция, и большую
помощь в ней может оказать правильное использование модальностей, например,
устранение имеющихся у человека сильных перекосов в использовании модальностей,
то есть отчетливой и даже кричащей некомплементарности в общении, в том числе и
с самим собой. Поэтому пристальное внимание к используемым человеком
модальностям особенно важно и поучительно, когда речь заходит о его слабостях,
невротических и фобических зонах.
В локальной модальности слабости человека всегда конкретны и определенны; они
могут быть, конечно, связаны с какими-то еще обстоятельствами его жизни
(например, быть следствием тяжелого детского переживания), но подаются обычно
как таковые. Другими словами, человек как бы говорит: здесь мне плохо, здесь я
не уверен в себе, так что не трогайте этого места или помогите, если можете, но
только, Бога ради, будьте поаккуратнее: больно. Однако больное место в
локальной модальности не изолировано от остальных: туда может быть протянута,
так сказать, рука помощи, переданы йод, жгут и бинты и необходимое питание.
Глобальная модальность рассмотрения слабых мест человека прежде всего
предполагает их изоляцию от окружающего пространства. Чаще всего человек
окружает область вокруг больного места высоким забором, на котором написано: Не
подходи! - причем эта область берется с большим запасом, так что в нее попадают
и совершенно здоровые участки, получающие, однако, статус больных. “Обжегшись
на молоке, на воду дует”, - говорит о таких ситуациях пословица, и это типично
для глобального подхода к слабостям на низком уровне проработки глобального
архетипа.
Не следует, впрочем, думать, что глобальное рассмотрение слабостей лишено
достоинств - наоборот, лишь глобальный взгляд позволяет связать данное слабое
место с остальной психикой человека и определить причины слабости, ее близкие и
далекие последствия и эффективные пути ее усиления или компенсации.
Говоря о страхах, локальный взгляд ориентирован на вопрос: “Чего боюсь?”, в то
время как глобальный - на вопрос: “Какого рода ситуаций боюсь?”, причем в
первом случае человек обычно может совершенно точно сказать, что именно ужасное
должно с ним произойти, а во втором случае такой конкретизации подчеркнуто нет
(и как бы не может быть).
Рассмотрим в качестве примера страх перед публичными выступлениями (вариант -
экзаменами). Локальный взгляд нарисует в воображении человека совершенно
конкретную картину ситуации, которой он боится: в самом начале выступления у
него перехватывает горло, пропадает голос, из головы вылетают все мысли,
листочки с конспектом доклада порыв ветра уносит в форточку, а слайды не
влезают в диапроектор. Видя все это, публика гомерически смеется и закидывает
неудавшегося докладчика гнилыми помидорами, заранее припасенными на ближайшем
базаре.
Глобальный взгляд ограничится общим страхом перед ситуацией как таковой, никак
не конкретизируя возможные узкие места или делая это так, что ничего
конкретного заранее предпринять нельзя: “Случится что-то ужасное, не знаю, что.
Ну, может быть, зададут вопрос, на который я не смогу ответить - и позор!!! Или
с самого начала что-то не заладится, или потом испортится, или в конце
выяснится, что я все не то говорил...”
При этом, как правило, акцентуация архетипов на фобических ситуациях очень
устойчива, то есть перевести человека с локального взгляда на глобальный (или
наоборот) не удается или человек теряет интерес к такому повороту темы, считая
его бессодержательным или неэффективным. “Страх надо изучать конкретно! -
считает локальный архетип. - Деталь за деталью, подробность за подробностью,
пока волосы на голове не поседеют от пережитого ужаса!” - “Нет, страх интересен
и содержателен только в общем и целом, в нем должна быть неопределенность,
неожиданность и тайна!” - возражает ему глобальный архетип, и этот спор длится
вечно.
Вопросы к читателю. На стороне какого архетипа вы находитесь? А ваши знакомые и
родственники? Каких страхов у вас больше: локальных или глобальных? Какие из
них противнее, и какие приносят больше внешних и внутренних неприятностей? От
каких вы хотели бы избавиться в первую очередь? Помогает ли вам что-то понять
замена модальности рассмотрения?
Время
Субъективная модальность времени это момент, на который психолог должен
обращать существенное внимание. Только для физики и астрономии время подлежит
точному измерению и совершенно объективно (да и то зависит от системы
координат); для человека же существует множество различных типов восприятия
времени, и все функционирование его психики меняется при переходе от одного
такого типа к другому.
Локальная модальность восприятия времени актуализируется, например, когда
человек выбирает какой-то конкретный момент времени и сосредотачивает на нем
свое внимание. Что сейчас делает читатель? Сидит (автор надеется) на чем-то
мягком; читает первую часть интересной книги Авессалома Подводного; надеется,
что вторая часть окажется не хуже первой... Другой вариант локального взгляда
на время это фиксирование внимания на определенном его качестве или отдельных
качествах из большого списка возможных: “Время тогда было интересное, но
голодное и опасное”. Частым признаком локальной модальности времени является
точное указание года, времени года, даты или иных точных обстоятельств: “Помню
весну 1990-го года на Кавказе...” Акцентируя локальную модальность времени,
человек использует такие слова, как “случилось”, “однажды”, “помню, когда”.
Глобальная модальность времени непременно охватывает определенный период,
|
|