|
впрочем, не исключает периодического изменения оценок и акцентов на
противоположные, когда человек начинает, скажем, искренне превозносить тьму и
сочувствовать ей в ее борьбе со светом, начисто забывая о своих обычных
предпочтениях и установках.
Глобальный взгляд не всегда является более сбалансированным; однако он, по
крайней мере, учитывает обе противоположности и старается рассмотреть их
взаимодействие; кроме того, он понимает их необходимость друг для друга: без
невежества не было бы знания, а добро существует только по контрасту со злом.
Ниже приводятся примеры локального и глобального подхода к философским и
жизненным противоположностям:
- Не переношу скуки! Мне должно быть интересно жить - или я умираю!
- Плохие поэты образуют основную аудиторию для первоклассных.
- Не добрый он человек, нет! Я с такими не могу.
- Я сначала расскажу вам вкратце, а потом, если будет интересно, раскрою свою
мысль более подробно.
- Исчерпав свою мысль, докладчик исчерпал также аудиторию.
- Я прошел только половину своего жизненного пути, а башмаки уже совершенно
стерлись.
- Вы правы во всем, но частично, а я целиком, но не полностью.
Я стою на своем до конца - а потом начинаю сначала.
Вопросы к читателю. Читатель может понаблюдать за модальностями, используемыми
им и окружающими при обсуждении противоположностей как абстрактного, так и
конкретного порядка, обращая внимание на следующие моменты:
Как меняются локальная и глобальная модальности на протяжении обсуждения одной
и той же противоположности? В зависимости от характера противоположности? В
зависимости от настроения человека? Легко ли вам (вашим друзьям) сменить
модальность обсуждения с локальной на глобальную и обратно? Какого рода
сопротивление вы при этом чувствуете (и чувствуете ли?), и что при этом
происходит у вас внутри и во внешнем мире?
Свобода и необходимость
Каждый человек по-своему понимает свободу и ее ограничения; многие моменты
взаимонепонимания людей связаны с тем, что они понимают под покушением на свою
свободу совершенно разные вещи, и то, что нормально и приемлемо для одного,
совершенно одиозно для другого, и здесь, как всегда, очень поучительным
оказывается анализ действующих модальностей.
Локальная модальность для свободы чаще всего означает отсутствие сиюминутных
препятствий для осуществления текущего намерения человека. При этом его
фактический выбор может быть очень невелик - но это его не смущает, по крайней
мере, не воспринимается им как несвобода. “Пойди в магазин и купи два батона
белого хлеба по своему выбору”, - говорит бабушка внуку, снабжая его сумкой и
необходимой суммой денег - и он чувствует себя совершенно, даже избыточно
свободным, ведь перед ним открывается такое великое множество вариантов выбора!
Сначала можно выбирать магазин (а их в ближайшей окрестности целых три), затем
дорогу к нему, и наконец, сорт каждого из батонов, так что общее число
вариантов выбора не поддается учету (последнее обстоятельство - частый признак
локальной модальности акта выбора). Несвобода в локальной модальности означает
отсутствие возможности сделать так, как человеку хочется, или наличие
одного-единственного, причем жестко определенного варианта поведения:
“О, суконная прелесть Устава!
И вовек позабыть не моги,
Что любое движенье направо
Начинается с левой ноги!”
(А.Галич)
Глобальная модальность дает значительно более широкую и тонкую интерпретацию
свободы, нежели локальная. Здесь свобода даже в ее обыденном понимании звучит
уже в значительной степени как абстрактная, почти философская категория;
человек рассматривает весь спектр возможных вариантов своего поведения и
оценивает его с точки зрения его богатства и широты открывающихся возможностей,
не ограничиваясь зачастую своим текущим намерением и непосредственными
последствиями его исполнения, но рассматривая вопрос в целом и существенно шире.
При этом его могут смущать не локальные ограничения, но ограниченность выбора
в целом: “Пусть я сегодня привязана к младенцу и не могу выйти из дому - это
меня не тревожит; но завтра он вырастет - и куда я смогу пойти?” Типичная не
решаемая в глобальном понимании свободы проблема заключается в ее
ретроспективном рассмотрении: “Я вчера совершил ошибку. Был ли я свободен в
своем выборе? Каков был реально спектр возможных вариантов моего поведения? В
какой мере меня вело мое подсознание? Судьба? Воля эгрегора или черного мага?”.
Список этих вопросов можно продолжать довольно долго, но удовлетворительного
ответа на них человек скорее всего так и не найдет, поскольку само по себе
понятие свободы осмысленно лишь в некоторых модальностях времени, и, в
частности, к прошедшему времени может применяться лишь ограниченно и с большими
натяжками.
Таким образом, свобода в локальном и глобальном понимании это совершенно
различные понятия, и люди, для которых она важна в локальной модальности, часто
совершенно не понимают претензий своих партнеров, понимающих свободу в первую
очередь глобально.
- Ты меня ограничиваешь.
- Я же всегда оставляю тебе возможность осуществлять твои желания!
- Но ты ограничиваешь меня в целом.
- А какое это имеет значение?
|
|