|
Локальная этика обычно представляет собой хаотичный набор требований, которые
изобретаются и модифицируются по ходу жизни, но человек каждый раз придает им
статус закона (который может быть отменен через десять минут, но может иногда
продержаться и дольше - например, на все время дружбы с данной личностью). Это
делается особой интонацией, психологическим нажимом, сильным акцентом на
произносимый запрет или требование, причем, как правило, употребляются кванторы
всеобщности, то есть слова типа “никогда”, “всегда”, “обязательно”, “во всех
случаях” и т.п. (Употребление таких слов само по себе намекает на включение
глобального архетипа, но он активизируется в связи с самим понятием этики, то
есть общих правил поведения; однако к самой этической системе возможны
локальный и глобальный подходы, и как раз о них сейчас идет речь.) Типичные
примеры локально-этических требований: “Я никогда не выношу суждения, не
выслушав противоположную сторону”; “Мои друзья обязательно должны помнить о
моем дне рождения и сами приходить меня поздравлять”; “Я не работаю с людьми,
которые опаздывают на деловые встречи больше, чем на пять минут”; “Я не могу
дружить с человеком чуждого мне мировоззрения”.
Такого рода требования к себе и другим могут меняться или оставаться
неизменными, но не образуют в совокупности целостной системы,
распространяющейся на все сферы проявлений человека.
Глобальный подход к этике, наоборот, предполагает законченную систему
ограничений, охватывающую все возможные типы и формы человеческой активности (и
пассивности). Например, будущий муж, находясь уже в зрелом возрасте,
предупреждает юную невесту о ее дальнейших обязанностях: “Ты должна будешь
всегда меня любить и заботиться обо мне при всех обстоятельствах, а особенно в
немощи и болезнях; принимать душевное участие в моих делах, но не совать в них
свой нос дальше мною определенного; руководить жизнью дома и воспитанием детей;
строить своих родственников; следить за выходной одеждой и своими манерами на
людях...” (этот текст может занять два десятка страниц, так что автор его
обрывает, надеясь, что читатель составил себе о нем достаточно полное
представление).
Конечно, в жизни часто нет возможности изложить (и даже сформулировать для
себя) целостную этическую систему, но по косвенным признакам обычно легко
понять, в какой модальности (локальной или глобальной) выставляет человек свои
этические требования. При локальном подходе за каждым требованием стоит
интонационная жирная точка, то есть продолжения не предполагается или оно
факультативно; при глобальном же подходе за данным требованием стоит
выразительная запятая или точка с запятой, предполагающие определенное
продолжение - следующим требованием, за которым снова стоит запятая и точка с
запятой, и так далее, пока ограничениями не будет охвачена целостная сфера
человеческой жизни. “Итак, я тебе изложил твои обязанности ко мне как друга; о
твоих обязательствах как матери моих детей я расскажу тебе в следующий раз”.
Упражнение. Ниже приведены фрагменты этических высказываний, вырванные из
контекста общения. Читателю предлагается восстановить этот контекст и после
этого определить их модальность.
“Я по воскресным дням дома не сижу, и в этом вижу главное свое достоинство”.
“Хороший человек должен уметь иногда быть злым”.
“Не учась грамоте, в попы не ставят”.
“Изложу тебе твои права и обязанности по порядку...”
“У меня есть первостепенные и второстепенные обязательства перед собой, и так
же - перед миром”.
“Я должен лишь самому себе”.
“Везде долги - мужской, супружеский.
Гражданский, родственный и дружеский,
Долг чести, совести, пера -
И кредиторов до хера”.
(И.Губерман).
Вопросы к читателю. Обратите внимание на модальности, которые вы и ваши
знакомые используете при формулировании этических требований. Меняются ли эти
модальности или остаются одинаковыми? В какой модальности вы обращаетесь к себе
и в какой - к другим? Как ведут себя в этом плане ваши окружающие? Чувствуете
ли вы сопротивление при попытке смены модальности? Много ли вы думаете о своей
и чужой этике и в каких модальностях вы ее себе мыслите?
Противоположности
Важную, даже, можно сказать, принципиальную роль в жизни и судьбе человека
играет его сознательное и подсознательное отношение к противоположностям, как
фундаментально-философским (добро - зло, невежество - знание, эволюция -
инволюция, Бог - дьявол, инь - ян, свет - тьма, целое - часть, космос - хаос,
движение - покой), так и обыденно-человеческим (любовь - ненависть, дружба -
вражда, сотрудничество - соперничество, теснота - простор, ясность - неясность,
прямота - косвенность, рациональность - интуитивность, объективность -
субъективность и т.д.). По тому, как человек относится к противоположностям и
как он понимает их взаимодействие, можно судить об очень глубоких слоях его
подсознания, и важное значение здесь имеют используемые им модальности.
Локальный взгляд на противоположности обычно заключается в том, что одну из них
человек признает, оценивает положительно и делает объектом пристального
рассмотрения, а другую старается игнорировать или награждает негативными
оценками и так или иначе с ней борется, идентифицируясь с первой; в то же время
в его подсознании чаще всего наблюдаются обратные оценки и акцентуации: когда
сознание говорит: “да”, подсознание утверждает: “нет” - и наоборот. Сказанное,
|
|