|
Баланс локального и глобального взглядов на жизненные цели и программы человеку
совершенно необходим - однако очень редко достигается, что ведет к большим
потерям душевных сил и громадным жизненным зигзагам, о которых человек
впоследствии вспоминает с тяжелым чувством, однако исправить прошлое или хотя
бы понять его причины он не в силах. Ему обычно не приходит в голову, что,
например глобальная негативная оценка актуальной (то есть фактически
происходящей) жизненной программы бросает, может быть, слабо ощутимую, но
совершенно реальную тень на все без исключения ее проявления, в том числе
очевидно позитивные, во многих случаях лишает эту программу удачи и заставляет
ее буксовать на месте, лишая сцепления с реальной почвой. Наоборот, глобальная
позиция “розовых очков”, то есть общее априорно упорно положительное отношение
человека к жизненной программе (например, воспитание единственного ребенка в
семье) приводит к невозможности адекватно оценить ее конкретные эпизоды, лишая
человека необходимой критичности и возможности вовремя почистить эту программу
- не только глобально, но и локально, в результате чего она нередко загнивает и
отравляет все бытие человека; однако ему не приходит в голову, что все его
конкретные (иногда поистине героические!) усилия по ее очищению и коррекции
недостаточны и неэффективны вследствие его неправильного общего взгляда на нее.
Грубость крайних глобальных оценок типа “хорошо - плохо” без должного спектра
промежуточных суждений иногда интуитивно ощущается человеком, и он старается их
избегать; однако не менее вредны крайности и в других глобальных оценках,
например, типа “нужно - не нужно”: очень важно понять, в какой степени и в
каком ракурсе нужна человеку данная жизненная программа (цель), и здесь нужная
тонкость и точность глобальной оценки достигается чаще всего с большим трудом и
путем тщательного (локального) анализа ее конкретных подробностей. Если же этот
труд не приложен и человек с легкостью выносит приговор типа: “это мне в моей
жизни не нужно” - а фактически программа идет, и в чем-то ему безусловно
помогает - то шансы на ее адекватное протекание и своевременное завершение
падают до нуля. (Читатель с большой пользой для себя подумает об иллюстрирующих
примерах.)
Вопросы к читателю. Формулируете ли вы свои жизненные цели так, чтобы суметь
изложить их своей бабушке? Оцениваете ли вы ежедневно, насколько сегодня
приблизились к достижению вашей цели? Часто ли меняются ваши цели? Акценты в
них? Пытаетесь ли вы при перемене работы хоть в каком-то смысле “сохранить
стаж”? Соотносите ли вы друг с другом разные сферы своей жизни? Любите ли вы
философскую поэтическую лирику? Аналитические программы телевидения?
Жизненные позиции
Жизненные позиции представляют собой квинтэссенцию личной философии человека,
его теоретическое кредо и одновременно базис для принимаемых решений - поэтому
они чрезвычайно важны, хотя осознаются, как правило, далеко не все и не
полностью. Поэтому наблюдения за их модальностью могут пролить свет на
существенные подробности этой глубокой области психики, обладающей большой
властью над общими контурами судьбы человека. По самому своему жанру жизненные
позиции носят общий характер, то есть глобальны; однако форма, в которой они
высказываются, может быть различной, в частности, тяготеть к локальному или
глобальному архетипам.
Локальный архетип в жизненных позициях проявляется в употреблении частных
обстоятельств или высказываний, которым человек лишь интонационно или
контекстуально придает общий характер, то есть пользуется ими метафорически.
Таковы, например, многие пословицы и поговорки, смысл которых гораздо шире
непосредственно высказываемой мысли: “Лучше хромать, чем сиднем сидеть”, “Плеть
не мука, а вперед наука”, “Три жены имел, а от всех беды терпел”.
Глобальный архетип в жизненных позициях выразится, наоборот, в прямых
обобщениях, словах “вообще”, “всегда”, “никогда”, “как правило” и т.п. “Я
никогда не знакомлюсь с незнакомыми мужчинами”; “Я всегда уступаю дорогу
идиотам”; “Разумный только свистнет, а кто догадлив, смыслит” - в этих
высказываниях, если они по уровню эмоционального напора и внутренней
убежденности авторов претендуют на роль жизненных позиций, отчетливо ощущается
глобальный архетип, поскольку уровень обобщения задан самой словесной формулой.
Вопросы к читателю. Как вам удобнее формулировать свои жизненные позиции - в
локальной или глобальной модальности? Какие неудобства чувствуете вы при
использовании иной модальности, чем та, которая вам свойственна? Какая
модальность для жизненной позиции кажется вам более убедительной для себя и для
других? Какие модальности в определении своих жизненных позиций вы наблюдаете у
окружающих? Меняются ли они или остаются неизменными?
Этика: добродетели и пороки
Сознательно, полусознательно или подсознательно, любой человек, так или иначе,
формирует и формулирует для себя и для других определенную этическую систему, а
точнее, несколько таких систем: фактическую, официальную и идеальную, которые
применяются человеком для себя, а также для близких, для друзей, для знакомых,
сотрудников и т.д. Фактическая этика это набор принципов, которыми человек
реально пользуется в своей жизни, осознавая их или нет; официальная этика это
провозглашаемые им принципы, которым он по идее подчиняет свое существование; у
многих людей есть еще идеальная этика - принципы, которым должна в идеале быть
подчинена их жизнь (а пока они к этому лишь стремятся). Аналогично, существуют
фактическая, официальная и идеальная этика для друзей (какие требования человек
фактически и декларативно накладывает на них), для знакомых, партнеров,
сотрудников и т.д. Для того, чтобы разобраться в этом сложном переплетении
требований к себе и другим, очень полезно обратить внимание на модальности, в
которых они формулируются.
|
|