|
начинает ее пристрастно исследовать в отрыве от остальных (и своего подсознания
в целом), подвергая иногда несправедливо жесткой критике или столь же
необоснованно вознося над остальными. “Пусть в остальном я никуда не гожусь, но
добр необыкновенно, и к тому же чрезвычайно искренен - когда меня слушают”;
“Моя собранность в делах - мое сильное качество, компенсирующее некоторую
грубость и требовательность к другим”; “Я - отличная кулинарка и хорошая,
понимающая мать своих детей, а вот плаваю и катаюсь на велосипеде
посредственно”; “Главное во мне - это моя красота и умение одеваться, остальное
несущественно”.
С другой стороны, локальный взгляд дает человеку возможность не только
декларировать и оценить данную ценность, но и соотнести ее с текущими
жизненными событиями, и сделать на их основании вывод - иногда тонкий, а иногда
и чересчур далеко идущий. “Вчера я поговорил с одним действительно понимающим
человеком и понял: никуда я как аналитик не гожусь!”; “Сегодня утром заглянул я
внутрь себя, и теперь знаю: ансамбль - соберу!”.
Именно локальный взгляд дает иногда человеку возможность погрузиться внутрь
себя глубже, чем обычно, и вытянуть на свет сознания уродливо-замшелое
жизненное убеждение, сформированное в далеком несознательно-наивном детстве и
сохранившееся в своем первозданном виде и поныне; однако для того, чтобы его
цивилизовать, его нужно не только (локально) почистить, но и соотнести с
остальными убеждениями и ценностями человека, используя при этом глобальный
подход.
Вообще, чередуя локальный и глобальный взгляды на свои ценности, человек иногда,
сам не замечая того, предъявляет миру (и самому себе) неописуемо
противоречивую картину - но ее противоречия его почему-то не смущают, хотя во
многих ситуациях существенно портят ему жизнь и настроение. “Я, конечно, не Бог
весть кто, так, проходная личность, но если уж за что возьмусь - тогда держись..
. Вчера, правда, щелкнули меня на проходной по носу - но уж Клавке-то я показал,
кто дома хозяин. А вечером я иду по району - берегись, прохожий! Ведь кто меня
не уважает - тот для меня не человек. Все очень просто: дай мне жить - и я тебя
не обижу. А вообще жизнь это такая, скажу тебе, загогулина!..”
Вопросы к читателю. Легко ли вам сформулировать в точных словах главные
ценности вашей жизни? Много ли их у вас? Любите ли вы формулировать свои
жизненные позиции с помощью пословиц? Прибегая к абстрактным понятиям? Какая
часть вашей жизни соответствует вашим понятиям о правильном поведении и долге?
Осуждаете ли вы себя обычно целиком или же выборочно? Как часто вы подвергаете
себя сомнению, и на каком материале? Считаете ли вы, что любовь оправдывает все,
что она собой освещает? Что долг, совесть и религиозное чувство могут
противоречить друг другу?
Жизненные цели и программы
Глобальный взгляд разделяет жизнь на отдельные программы и выделяет
соответствующие им цели; при этом человек старается отнести конкретные события
своей жизни к той или иной программе (иногда к нескольким сразу) и оценить их
роль в ней. При этом сами программы по идее также определенным образом
типизируются, каталогизируются, классифицируются или на худой конец просто
нумеруются, но в совокупности должны охватывать всю жизнь человека. Если этому
человеку задать вопрос: “О чем ты думаешь, когда живешь?” - то он не окажется к
нему неподготовленным и быстро ответит: “Во-первых, я получаю от жизни
удовольствие; во-вторых, утверждаю себя; в третьих, забочусь о семье и
родителях, а в четвертых, отбиваюсь от всего остального.” При этом сами
жизненные программы человек также делит на части, фазы и т.п. и мысленно
разносит по этим частям конкретные события, оценивая попутно их роль в
соответствующих программах.
Локальный взгляд выделяет одну из жизненных программ и сосредоточивается на ней,
часто упуская ее связь с другими и с жизненным сюжетом в целом (последний при
локальном взгляде вообще виден плохо). Более того, в данной жизненной программе
локальный взгляд выделяет определенный ее фрагмент и, подробно его рассматривая,
делает в редких случаях правильное, а чаще - совершенно необоснованное
суждение о данной программе (а то и всей жизни человека). “Я много раз бросал
курить - иногда не курил по несколько месяцев - и пришел к выводу: сделать это
невозможно. Вообще нельзя идти против себя”. Последний вывод может быть
совершенно несправедлив - фактически этот человек много раз шел против своих
низменных желаний и много раз их побеждал, но локальный архетип навязывает свою
логику, и пока он включен, она кажется неопровержимой.
Локальный взгляд очень содержателен, он дает возможность рассмотреть детали
программы, ее изменить или скорректировать в зависимости от происходящих
событий, но он как бы суживает зрение человека, которому становится очень
трудно соотнести часть программы с ней в целом, а ее - с другими своими
программами. Так великий Дарвин, несколько десятилетий своей жизни посвятивший
исключительно разработке своей ложной эволюционной теории, на склоне лет решил
посетить театр - и обнаружил, что действие его совершенно не захватило, чем был
очень огорчен, поняв, что важный аспект жизни явно прошел мимо него.
С другой стороны, глядя на жизненные программы в целом, человек обретает
перспективу, но теряет в глубине рассмотрения, так что сам для себя нередко
делается совершенно банальным, и вопрос: “Чем я отличаюсь от всех остальных?” -
становится для него неприятно актуальным. Поэтому глобальный взгляд на
жизненные программы многими воспринимается как примитивно упрощающий и
нивелирующий, лишающий человека его индивидуальности - что, однако, справедливо
лишь на низком уровне проработки глобального архетипа, пока тонкости глобальных
характеристик человеку недоступны.
|
|