Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Авессалом Подводный :: ВЫСШИЕ АРХЕТИПЫ: ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ :: 1. Ч а с т ь 1 - ХОЛИСТИЧЕСКИЙ АРХЕТИП
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-
 
 обеспечивающим единство объекта. Однако он воспринимает (точнее, оценивает как 
значимые) не все их виды, а лишь те, которые наиболее очевидны, - в основном, 
это прямые связи между соседними элементами или крупными частями, которые не 
дают объекту рассыпаться. Однако прямые связи между удаленными частями объекта 
и связи более тонкого характера (такие, например, как обладание общим качеством 
или функцией) на этом уровне или игнорируются человеком или кажутся ему 
малосущественными; истина же заключается в том, что они ему малопонятны и он не 
умеет ими пользоваться.
На этом уровне человек воспринимает достаточно полный набор интегральных 
характеристик объекта, но не различает в них оттенков и полутонов. Например, 
говоря о цвете предмета, он скорее всего назовет один из семи цветов радуги (в 
его арсенале есть еще серый, коричневый и пестрый), но в пределах, скажем, 
синего цвета оттенка не назовет. Для обычного человека, то есть непрофессионала,
 ничего страшного в этом нет, но для художника это невозможно грубый уровень 
восприятия. Для самого же человека эта его низкая чувствительность к динамике 
интегральных характеристик объекта мешает замечать изменения, происходящие в 
объекте на уровне его элементов и связей между ними, поскольку на глобальных 
свойствах эти изменения вначале сказываются слабо. Так стареют дома и мосты: 
долгое время их основные характеристики почти не меняются, а о приближении 
распада свидетельствуют лишь маленькие трещинки и незначительное ухудшение 
прочности несущих конструкций, так что внезапное разрушение строения для 
любителя может стать совершенным сюрпризом.
На любительском уровне появляется представление о ролях элементов, составляющих 
данный объект, и их иерархии. На варварском уровне этого практически нет: 
максимум дифференцировки заключается в выделении некоторого главного, или 
основного, элемента - так сказать, местного царя, а все остальные элементы 
объекта человеком всерьез не воспринимаются и (с его точки зрения) практически 
не различаются. Например, типичный варварски-глобальный взгляд на страну 
заключается в выделении в ней столицы и “всех остальных” городов, которые для 
человека неразличимы и названий которых он не знает и узнать не стремится. 
Любительски-глобальный взгляд в этой ситуации выделит не только столицу, но и 
центры крупнейших регионов, отметит примерное положение каждого из них на карте,
 а также их роль в культурной, экономической и политической жизни страны в 
целом. Иерархия элементов, свойственная любительскому уровню, может быть двух- 
и даже трехступенчатой (редко больше); однако иерархии связей между элементами, 
а также иерархии интегральных качеств объекта на этом уровне еще нет.
На профессиональном уровне проработки глобального архетипа человек знает объект 
весьма подробно. Это касается как набора его элементов, так и связей между ними 
и глобальных характеристик объекта. У него есть представление о роли каждого 
элемента в существовании и развитии объекта в целом, и о разнообразных связях 
этого элемента с другими элементами и частями объекта (независимо от степени их 
удаленности).
На этом уровне человек довольно точно судит о целом по наблюдениям над его 
частями и отдельными элементами: хорошо зная структуру объекта и связи в нем, 
он знает какая выборка будет достаточно представительной, чтобы полученные 
выводы оказались надежными в нужной ему степени; этот уровень обобщения можно 
назвать мудрой индукцией, причем она не связана напрямую с количеством 
собранного материала. Например, изучая справедливость тезиса “все компьютерные 
вирусы запускаются программистами в состоянии душевного расстройства, 
вызванного острой интоксикацией искусственным интеллектом”, он станет проводить 
исследования среди компьютерщиков-профессионалов, а не среди постоянных 
обитателей домов для душевнобольных, понимая, что там может не оказаться ни 
одного автора вируса, но тем не менее это не будет служить основой для 
правильного суждения по указанной проблеме.
На профессионально-глобальном уровне объект мыслится человеком как сложная 
система, состоящая из разноплановых и разнокачественных элементов, объединенных 
в узлы, подсистемы и т.д. и связанных друг с другом разнообразными связями, 
которые также мыслятся им как разноплановые и неодинаковые по своей роли в 
организации объекта. В частности, очевидные связи по принципу соседства и 
прямые соединения (веревкой, канатом, стальным тросом, кровнородственными 
узами) рассматриваются им как лишь часть всего комплекса существующих в объекте 
связей, некоторые из которых являются весьма тонкими, но тем не менее именно на 
них в основном держится единство объекта. Связи, обусловленные единством 
некоторого качества, принадлежностью к слабо проявленной на материальном уровне 
структуре, приобретают на профессиональном уровне совсем другое значение, 
нежели на любительском.
Чем, например, обеспечивается единство народа? На любительском уровне ответ 
может прозвучать так: единством территории (читай - крепкая граница с колючей 
проволокой), твердой властью с единым центром, устойчивыми экономическими 
связями между регионами и группами населения. Признавая все эти факторы как 
существенные, профессионально-глобальный взгляд отметит, причем не наряду, а 
выше них такие факторы, как общность языка, культуры, религии, жизненного 
уклада, национальной идеи (пусть смутно выраженной, но реально ощущаемой 
большинством страны), народного мировоззрения и мироощущения, частично 
выражаемого массовой культурой, а частично - более элитарно-ориентированным 
искусством.
На профессионально-глобальном уровне человек хорошо чувствует оттенки 
интегральных характеристик объекта, так что даже малые изменения в элементах 
объекта ощутимы для него при целостном восприятии. Так, выражение лица на 
портрете при взгляде опытного художника зависит даже от мелких деталей фона: 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-