Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Авессалом Подводный :: ВЫСШИЕ АРХЕТИПЫ: ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ :: 1. Ч а с т ь 1 - ХОЛИСТИЧЕСКИЙ АРХЕТИП
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-
 
привести видеоряд большинства телевизионных клипов - там отдельные изображения 
и их фрагменты чередуются в видимом беспорядке, а единство сюжета 
устанавливается главным образом звучанием песни.
ПРОРАБОТКА ГЛОБАЛЬНОГО АРХЕТИПА
На варварском уровне проработки глобального архетипа человек мыслит целое 
чрезвычайно абстрактно, никак не задумываясь ни о его границах, ни о составе, 
ни о наборе качеств. Выражаясь фигурально, забор, отделяющий объект от 
окружающего мира, в данном случае состоит из прибитой к столбику дощечки, на 
которой написано "Частное владение", - а о реальных границах участка приходится 
только догадываться.
Ощущение целостности объекта на этом уровне чисто интуитивно: человек имеет 
самое отдаленное представление о его составных частях, элементах, типах связей 
между этими элементами, и о различных качествах, которыми обладает сам объект и 
его отдельные части, а также об отношениях между этими частями. Так, вероятно, 
ощущал себя русский помещик, долгие годы живший в Москве или Петербурге на 
доходы со своего имения и воспринимавший его исключительно как источник 
финансирования своей столичной жизни. Такие подробности, как жизненный уровень 
своих крестьян, политика управляющего, состояние барского дома, сада, парка и 
полей не волновали его сколько-нибудь серьезно - притом, что он несомненно 
ощущал себя владельцем определенного объекта и мог даже этим гордиться.
На варварском уровне человек обычно имеет поверхностное представление о 
некоторых (далеко не всех!) глобальных характеристиках объекта, смутно 
догадываясь, что существуют и какие-то еще его характеристики, но не сильно ими 
интересуясь, и, как правило, поверхностно знаком с одним-двумя элементами этого 
объекта, по которым и судит обо всем остальном, осуществляя дикую индукцию, то 
есть умозаключение, в котором суждение о классе выносится на основе информации 
об одном - двух элементах этого класса. Так иностранец-турист, будучи обокраден 
в гостинице чужой страны, делает окончательный вывод о том, что все ее жители - 
воры.
На этом уровне человек с чрезвычайной легкостью говорит и судит об объекте, не 
удосужившись толком его обозначить ни для себя, ни для своих собеседников. Ему 
кажется, что и без того совершенно ясно, о чем идет речь; при этом он не 
замечает ни того, что сам объект его суждений по ходу дискуссии может сильно 
измениться, ни того, что окружающие могут понять его совершенно превратно 
вследствие недостаточной определенности основного объекта обсуждения. На этом 
эффекте основаны многочисленные комические ситуации в книгах и фильмах, 
обыгрывающие совершенно разное понимание участниками одних и тех же слов и 
положений: "Штирлиц всю ночь топил печку. К утру печка утонула".
На варварском уровне человек воспринимает единство объекта 
абстрактно-метафизически, не задумываясь о том, что оно чем-то обеспечивается - 
например, различными связями между элементами объекта, хорошим забором, 
отгораживающим его от внешней среды, и еще многими другими способами. И когда в 
один прекрасный день этот объект разваливается на части, человек в искреннем 
изумлении говорит: "Надо же, никогда бы не подумал, что так может случиться... 
казалось, что он просуществует вечно".
Такого рода ситуация возникает при любой попытке как-то структурировать 
человека - не его физическое тело, а всю совокупность его проявлений, включая 
духовные. Традиционное деление дух - душа - тело без дальнейших комментариев и 
разработок может удовлетворить лишь схоластически-догматическое мышление. Если 
считать человека единым существом, а не ящиком с деталями, то совершенно ясно, 
что дух должен быть как-то представлен в душе и теле, душа - в духе и теле, а 
тело - в духе и душе. Более того, должны существовать каналы, по которым 
оперативная информация об изменениях на любом из этих трех "этажей" 
человеческого существа транслируется на остальные два и ведет к их адаптации к 
новым условиям. И пока эти "представительства" каждого из этажей на остальных 
двух и связи между этажами внятно не описаны, данное представление о человеке 
как едином целом остается на варварском уровне проработки глобального архетипа.
На любительском уровне проработки глобального архетипа человек относится к 
объекту еще не совсем как к своему, но уже во всяком случае неформально. Он 
имеет представления о его границах и основном содержании: частях, типах 
составляющих его элементов, характере связей между ними; кроме того, он владеет 
полным списком фундаментальных качеств (характеристик) объекта, которые дают о 
нем всестороннее, хотя и во многом поверхностное представление. Обсуждая объект 
с собеседником, этот человек предпримет какие-то усилия, для того, чтобы 
обозначить предмет обсуждения, и образ объекта, складывающийся в голове 
партнера, не будет ему совершенно безразличен. Например, рассказывая другу о 
своем путешествии в другую страну, он поинтересуется, слышал ли тот о ней, 
бывал ли там, и если нет, то обрисует вкратце ее основные географические, 
климатические и этнические особенности.
На этом уровне человек овладевает методом технической индукции, то есть склонен 
делать общий вывод об объекте на основе наблюдений над большинством или, по 
крайней мере, над представительным множеством его элементов, причем этот вывод 
будет более осторожен, чем при дикой индукции. Например, убедившись сколько-то 
раз на личном опыте в ненадежности городского транспорта, он сделает такой 
вывод: “Отправляясь на ответственную встречу, бери запас не менее получаса, 
иначе ты сильно рискуешь на нее опоздать”. На варварском уровне вывод в 
аналогичной ситуации нередко делается на основе одного-единственного срыва и 
звучит, например, так: “Никогда не надейся на автобус - он точно не придет 
вовремя”.
На любительском уровне человек уделяет большое внимание связям между элементами,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 45
 <<-