|
- Каким еще он может быть?
- Каким он будет, если посмотреть на него с иной точки зрения?
- Каковы его функции во внешнем мире?
- Каков полный набор типов составляющих его элементов?
- Какими свойствами и качествами он обладает?
Типичные для глобального взгляда уточняющие вопросы относятся к внешней по
отношению объекту ситуации и имеют своей целью расположить его в пределах той
или иной замкнутой внешней системы, определив его место в ней. Этой цели служат
такие вопросы, как: Что это? Откуда он? Какому закону подчинен? Из какой страны
родом? Откуда такой уродился? В кого такой пошел? Что в нем типического? По
какому праву?
Под влиянием глобального архетипа у человека появляется склонность к ярлыкам,
классификациям, поискам места для данного элемента в объемлющей его замкнутой
системе (типичный пример - собирание из кусочков составной картинки).
Этому человеку неуютно, пока он не встроил свой взгляд на любой предмет в
некоторую замкнутую глобальную ситуацию. Например, оказавшись в незнакомом
городе, он обязательно достанет его карту и хотя бы поверхностно изучит ее в
целом, отметит место своего пребывания и маршруты на ближайшее будущее. Вообще,
для него всегда важен общий контекст, в котором происходит любое действие, и
пока он его как-то себе не помыслит, он чувствует себя не в своей тарелке;
оказавшись в последней, он расцветает.
Если говорить о мире как таковом, то глобальный архетип побуждает человека
интересоваться фундаментальными философскими вопросами: Откуда он произошел? По
каким законам развивается? Что с ним, в конце концов, будет? Какова роль
человека в мире? Существует ли Бог и какова Его роль в видимом и невидимом
мирах? Что такое карма, этика, откуда берутся фундаментальные нравственные
категории?
Глобальный архетип нередко делает человека невнимательным к мелочам, деталям,
отдельным аспектам происходящего: глядя на целое, он зачастую не видит и не
запоминает ничего конкретно. Сущее мучение для него - вспоминать облик случайно
встреченного незнакомого человека: обычно он не помнит ничего из одежды, а
также цвета и длины волос, не говоря уже о цвете и форме глаз... хорошо, если
он запомнил пол и примерный возраст незнакомца (“где-то, кажется, от двадцати
до сорока”). В то же время он может прекрасно разбираться в знакомом предмете,
назубок знать его состав и обладать отличной интуицией, касающейся его будущего
поведения в целом. Таковы, например, опытные врачи, после тщательного изучения
начинающие хорошо чувствовать состояние своего пациента и способные с большой
точностью предсказать течение его болезни и сроки выздоровления или смерти.
Для глобального взгляда характерна акцентуация границы объекта, места его
расположения в пределах окружающего его мира, законов, которым подчиняется
объект, его структуры и функций, принципов выбора (стратегии) поведения.
Локальному взгляду на мир свойственно внимание к конкретным деталям, причем
нередко они изучаются вне какой-либо их связи с целым - особенно если этим
целым по смыслу является весь мир. Этому человеку чрезвычайно скучны общие и
абстрактные рассуждения о мире, и к философии он либо относится презрительно,
считая ее совершенно беспредметной, либо находит ее чрезвычайно возвышенной и
для его ума абсолютно недоступной. Бог как Творец и Управитель Вселенной, карма
как мировой закон причин и следствий, этика человека как часть Мирового Закона
Целесообразности - все это совершенно недоступно его сознанию. Его интересуют
гораздо более конкретные вопросы, например: О чем думал Бог, когда творил мои
ноги? Как лучше объяснить Владыке, что мне совершенно необходимы новые туфли на
платформе? Было ли этичным мое сегодняшнее поведение с моим другом? Чего хочет
от меня моя карма на следующей неделе?
Этот человек видит мир как набор разнообразных частичек с неповторимыми
свойствами; эти частички иногда соседствуют друг с другом и связаны также иными,
более тонкими связями, которые, в свою очередь, не поддаются классификации по
причине своего необыкновенного разнообразия. Вглядываясь в данную частичку,
легко обнаружить в ней интересные детали - и увлечься ими, начисто забыв про
нее. Для локального мировосприятия характерны ассоциативные связи и легкость
перемещения по ним. Кстати о птичках - читатель и чирикнуть не успеет, как
автор распрощается с этой темой.
Обычно человека, ведомого локальным архетипом, интересуют такие вопросы:
- Где конкретно находится данный предмет, и каким углом он ко мне развернут?
- Каковы его самые интересные черты и детали?
- В чем он наиболее выразителен?
- Кто его ближайшие соседи и каковы его связи с окружающей средой?
Уточняющие предмет беседы вопросы под локальным архетипом обычно таковы: Кто
это? Какой он? С кем он связан? Какими связями? Каковы его особенности? Отличия
от других? Каковы его самые интересные составные части, детали, аспекты?
Находясь под влиянием локального архетипа, человек склонен искать и
воспринимать уникальное, его увлекает идея поиска объекта по признакам (поиск
преступника, разгадывание кроссворда).
Внимание человека под локальным архетипом скачет, как блоха, по различным
предметам и их частям, иногда их довольно детально исследуя, но не составляя
себе, тем не менее, общего о них представления. В итоге локальное
мировосприятие может быть очень богатым и разнообразным, но целостного
обобщения ждать от него не приходится. Например, запоминая облик нового
знакомого, человек под локальным архетипом обратит внимание на его острый нос,
тонкие губы, хриплый голос, влажные ладони и короткую курточку - но общее
впечатление при этом не составится.
|
|