|
снижая свой уровень, пока человек в поисках причины своих неудач не обратится
внутрь себя и не попытается достаточно глубоко заглянуть в свое подсознание, на
уровень своих истинных жизненных установок, и не разберется в прямых
противоречиях между ними. Одним из результатов этих противоречий может быть
описанная замена локальной модальности фрагмента подсознания на глобальную
модальность жизненного сюжета, что чаще всего ведет к большим недоразумениям и
сбоям, но для человеческого поведения более, чем типично.
Стадия 5. Синтез. На этой стадии человек уже не противопоставляет модальности
локального и глобального архетипов, как это происходит на третьей стадии, и не
сочетает их на разных уровнях, как он делает это на четвертой, но как бы
одновременно ясно видит и объект, и элемент, то есть сочетает локальное и
глобальное видения, хотя акценты при этом может расставлять по-разному, в
зависимости от своего желания и потребностей. Понятно, что для того, чтобы
дойти до этой стадии, нужно хорошо изучить объект и пройти все предшествующие
стадии проработки холистического архетипа - по крайней мере, на материале
данного объекта. Впрочем, полученный опыт поможет человеку и при рассмотрении
иных объектов.
Синтез локальной и глобальной модальностей происходит сам по себе, когда
человек перестает думать о том, какую из них он в данный момент использует,
настолько совершенно он учится ими владеть и их комбинировать друг с другом на
четвертой стадии. Когда и локальный, и глобальный архетипы проработаны до
профессионального уровня, когда изменение в любой части естественно
воспринимается человеком как изменение в объекте в целом, и когда любое
глобальное качество легко обнаруживает своих локальных носителей, когда
связность объекта поднимается до такой степени, что любая его часть связана со
всеми остальными многими связями и бросает на них ощутимый отблеск, в
восприятии человеком объекта происходит качественный скачок и он больше не
нуждается в разделении для себя локального и глобального взглядов: они
перестают различаться, поскольку через каждый элемент просвечивают все
остальные и весь объект в целом, а при любом взгляде на объект отчетливо видны
все элементы и их связи друг с другом.
Сказанное не означает, однако, всеведения и отсутствия проблем, связанных с
объектом: многие из них остаются, но приобретают совсем иное звучание. В
частности, объект делается гораздо более послушным для человека и как будто сам
охотно идет на сотрудничество с ним: мурлычет, если все в порядке, подставляет
ушко для почесывания, исправно пользуется ящиком с песком и бескомпромиссно
ловит мышей.
ПСИХОЛОГИЯ ХОЛИСТИЧЕСКОГО АРХЕТИПА
Приведенное выше описание холистического архетипа, возможно, несколько
утомившее читателя, носило во многом абстрактный характер, хотя автор и
стремился иллюстрировать свое изложение примерами из психологии. Однако
основная задача, поставленная автором, еще им далеко не осуществлена, и ей
посвящена оставшиеся страницы этой части книги. Именно, автор попытается
описать проявления локальной и глобальной модальностей если не во всех, то во
многих сферах человеческого существования. Если то, что написано далее,
покажется читателю самоочевидным, то автор просит его не забывать, что речь в
этой книге постоянно идет о том, чего обычный человек никогда (или почти
никогда) не замечает, но если специально обратить его внимание, то, скорее
всего, заметит, и, может быть, слегка удивится - но это легкое удивление может
стать началом для очень серьезных и глубоких внешних и внутренних изменений.
При переходе от одного частного архетипа к другому у человека нередко меняется
не только настроение (что само по себе удивительно), но и поведение (как
социальное, так и телесное), мышление, ценности, и даже личная философия,
мировоззрение и тип религиозности. Если читателю трудно в это поверить, пусть
он понаблюдает за собой и окружающими; ключи для этих наблюдений изложены ниже.
Вопросы к читателю.Для лучшего усвоения материала, а также в целях самопознания
читателю будет полезно ответить на вопросы, помещенные в конце отдельных
пунктов, следующих ниже, и определить их (вопросов) модальности, а также
модальности своих ответов. В конце чтения подведите итог:
В какой модальности вы чаще отвечаете? Какая модальность приятнее вам в самом
вопросе? На какие вопросы вам будет особенно трудно отвечать? Отметьте для себя
их модальности.
Мировосприятие
Глобальному взгляду на мир свойственна системность, забота о рамках
рассмотрения, составе объекта рассмотрения, полноте набора его частей и
элементов, а также аспектов, качеств и характеристик. При глобальном взгляде на
мир человек видит его как единое целое, а его части видит как замкнутые системы
с отчетливыми границами. Типичный уточняющий вопрос в диалоге для него: “О чем
вы говорите?” - и ответить на этот вопрос удовлетворительным для него образом
может оказаться не так-то просто: он предполагает, что вы кратко, но в то же
время достаточно полно обрисуете ему замкнутую общую ситуацию, в рамках которой
находитесь. Для этого человека каждый объект находится в некоторых пределах,
соотносится с какой-то рамкой, а иначе он не понимает, о чем идет речь.
Кунсткамера его утомляет, и если бы не ящички для мелких ее экспонатов и бирки
с номерами на крупных, он бы живым оттуда не вышел. Отдельно взятая звезда на
небе его смущает; ему гораздо легче смотреть на нее, зная, в каком созвездии и
в каком углу звездного неба она находится.
Глядя на любой объект, человек, ведомый глобальным архетипом, задается такими,
например, вопросами:
- Каков этот объект сейчас, и каким он будет завтра?
|
|