|
ленности споров т. к. здесь
эмо-
ции и напор, как правило, заменяют доказательства. Кроме того дискутирующие
часто
вкладывают в произносимые слова далеко не один и тот же смысл, а потому, увы,
не мо-
гут быть услышанными и понятыми. Да и, честно говоря, к этому не стремятся, так
как
спорят не друг с другом, а каждый с собой. Уж так мы устроены. Для человека
спорящего
подчас не так важно узнать что-то ценное, сколько во что бы то ни стало
доказать собст-
венную правоту.
Но, предположим, находится тот, кто действительно ищет истину. Он вступает в
дискуссию честно, открыто, с готовностью не только говорить, но и слушать.
Неужели и
у него нет шанса узнать хоть что-нибудь действительно важное?
В столкновении двух мнений всегда есть три варианта итога. Первый – один из
спо-
рящих принимает позицию другого, как более аргументированную. Второй – наоборот.
Третий – находится нечто принципиально новое по сравнению с мнениями обоих. Но
да-
же если собеседники толе-рантны и последовательны, терпеливы и настойчивы
раньше
или позже они все равно придут к мысли, что никакая доморощенная философия не
мо-
жет объяснить смысла и цели Бытия. А верить в это не хочется. И тогда
сомневающийся
обращается к авторитетам, причем уровнем не ниже всемирно-исторического,
глобально-
го – к Ленину или Аристотелю, Фрейду или Бекону. Но и здесь слова, слова, слова.
..
А может поискать в религии? Но конечно же не в той, которая рядом, потому что
она – «удел стариков и старух». «А мы-то молоды. Нам бы что-нибудь современное,
по-
нятное, доступное. А может быть экзотическое, экстравагантное?!» Выбор огромен.
Де-
сятки и сотни церквей, учений, философских направлений, духовных лидеров и
каждый
призывает идти только за ним, и каждый утверждает, что только он знает Истину...
Так
что же делать? Молиться или петь мантры, медитировать или отправляться в
паломниче-
ство по святым местам, читать старинные фолианты или, раскрыв рот, слушать
пропо-
ведников. И все требуют веры. Но что такое вера! И кому следует верить, и в
кого! Ведь
веры без доверия не бывает. А ну как доверишься, а тебя обманут?..
Как трудно нашему современнику, живущему на рубеже тысячелетий, отягощенно-
му инстинктивным скепсисом и так называемым высшим образованием, сделать пра-
вильный выбор в духовных вопросах. А сделать придется и это с каждым годом,
днем,
часом становится все очевиднее.
Хотя, конечно, путь к вере у каждого свой. Один приходит к ней, разглядывая в
зер-
кале новые морщины, другой, – стоя у свежей могилы, третий, – наблюдая за
чьими-то
страданиями или переживая собственные. В такой момент – большое счастье
встретить
того, кто поймет и научит. А если нет? И снова вопросы без ответа, и снова
книги, разго-
воры, сомнения... 10
Разочаровавшись в философии, психологии и других областях гуманитарного зна-
ния мы начинаем искать в сфере точных наук, и вдруг... неожиданно все чуть-чуть
сдви-
гается с мертвой точки! Нет, до истины еще «как до неба». И все же горизонт
начинает
понемногу проясняться. Возникает впечатление, что сегодня не все, но некоторые
пред-
ставители математики, физики, астрономии находятся на пороге понимания не
только ре-
ального строения Космоса, но и реальной структуры феномена, называемого Бытие.
Говорит профессор Колумбийского университета (США), астрофизик Франклин У.
Горин: «Современные ученые все же не могут не признать одного: превосходная
органи-
зация требует превосходного организатора. В истории человечества, по крайней
мере, не
найдется ни одного случая, который свидетельствовал бы о случайном
возникновении
чего-либо организованного. Наоборот, весь наш жизненный опыт показывает, что
любая
организация должна иметь своего организа
|
|