Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Денис КУТАЛЁВ :: Д. Куталёв - АСТРОЛОГИЯ, КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-
 
 (греческих, латинских, арабских, еврейских). Эту 
деятельность начали американские исследователи в рамках проекта “Hindsight” [см.
 Hindsight, 1994]. Вышли и первые русские переводы этой серии [Павел 
Александрийский, 1997; Бонатти, 1998]; поэтому всем, интересующимся историей 
астрологии, становятся доступными оригинальные тексты, написанные авторами 
эллинистической эпохи и Средневековья. Издаются и древнерусские 
календарно-астрологические тексты [Симонов, 1988; Титов, 1991; Титов, 1999]. 
При работе над данным исследованием также использовались астрологические 
сочинения Бируни [Бируни, 1963; Бируни, 1975], Р. Бэкона [Касавин, 1999, с. 
44–69], Варахамихиры [Varahamihira, 1947; Varahamihira, 1957], Гермеса 
Трисмегиста [Богуцкий, 1998], Дж. Кардано [Cardanus, 1663], И. Кеплера [Кеплер, 
1983, с. 170–187; Касавин, 1999, с. 218–259], Г. фон Клёклера [Kl?ckler, 1926; 
Kl?ckler, 1929], К. Э. Крафта [Krafft, 1939], Н. Кэмпиона [Campion, 1993], А. 
Лео [Лео, 1996], М. Манилия [Манилий, 1993], А. Миса [Мис, 1998], Х. Патерсон 
[Патерсон, 1996], К. Птолемея [Птолемей, 1992], Спхуджидхваджи [Sphujidhvaja, 
1978], Сыма Цяня [Сыма Цянь, 1986], Фирмика Матерна [Firmicus Maternus, 1992], 
Р. Эбертина [Эбертин, 1995].
Из библиографических работ необходимо выделить работу Фредерика Ли Гарднера 
“Catalogue Raisonne of works on the Occult Sciences” (London, 1903–1912), в 
которой собраны сведения об астрологических публикациях 15–19 вв., а также 
работы Томаса Клэйри (Clairie) “Occult Bibliography. An Annotated List of Books 
Published in English, 1971 through 1975” (1978) и “Paranormal Bibliography. An 
Annotated List of Books Published in English, 1976 through 1981” (1984). 
Отметим также книгу Юстаса Ф. Бозанкета о ранних печатных прогнозах и 
астрологических альманахах [Bosanquet, 1917], работу Френсиса Джеймса Кармоди, 
посвящённую анализу всех известных арабских астрологических работ, переведённых 
на латинский язык [Carmody, 1956], и фундаментальный библиографический свод 
работ мусульманских астрономов, астрологов и математиков 8–17 вв., составленный 
Галиной Матвиевской и Борисом Розенфельдом [Матвиевская, Розенфельд, 1983].
К сожалению, на русском языке практически не существует литературы, в которой 
были бы отражены достижения учёных 20 века в изучении истории астрологии. 
Отдельные ценные сведения могут быть почерпнуты в трудах по истории астрономии 
[Ван-дер-Варден, 1991; Еремеева, Цицин, 1989; Ларичев, 1989; Нейгебауэр, 1969; 
Николов, Харалампиев, 1991; Фламмарион, 1994] и истории календаря [Авени, 1998; 
Альбедиль, 1993; Бернова, 1993; Календарные обычаи, 1989; Календарные обычаи, 
1993; Ларичев, 1993; Фролов, 1993; Шервуд, 1993], в работах, посвящённых 
конкретным религиям и культурам [Абаев, 1989; Аргуэльес, 1994; Бируни, 1963; 
Богуцкий, 1998; Бойс, 1988; Буркхардт, 1996; Гуревич, 1972; Кобзев, 1993; 
Культура Византии, 1984–1991; Мифы, 1991; Христианство, 1993], а также в 
популярных книгах и статьях – таких, как “История сношений человека с дьяволом” 
М. Орлова [Орлов, 1904], “История одного заблуждения” Г. Гурева [Гурев, 1970], 
“Астрология как социально-исторический феномен” Ю. Бондаренко [Бондаренко, 
1990], “Астрология: суеверие или наука?” С. Вронского [Вронский, 1991], 
“Рассказы об астрологии” О. Крушельницкой и Л. Дубицкой [Крушельницкая, 
Дубицкая, 1993], “Звёздный путь астрологии” [Звёздный путь, 1993], 
“Астрологический энциклопедический словарь” А. Саплина [Саплин, 1994], 
“Астрология с разных точек зрения” И. Смирновой [Смирнова, 1996]. Но к 
приводимым в этих источниках сведениям, как уже было отмечено, зачастую 
необходимо относиться с осторожностью.
Философское осмысление астрологии имеет древнюю историю. Уже в античности 
вокруг астрологии велись активные дебаты среди представителей различных 
философских школ. Ключевую роль в понимании взаимоотношений астрологии и 
философии играют труды Платона, Аристотеля, Цзоу Яня, Дуна Чжуншу, Яна Сюна, 
Птолемея, герметические работы (приписывавшиеся Гермесу Трисмегисту), а также 
критика астрологии Карнеада Киренского, Цицерона, Секста Эмпирика, Тертуллиана 
и Августина. Среди философских работ Средневековья и эпохи Возрождения 
необходимо упомянуть трактаты аль-Кинди, Абу Ма`шара, Ибн Рушда, Альберта 
Великого, Роджера Бэкона, Фомы Аквинского, Дунса Скота, Пьетро д'Абано, 
Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолы, Пьетро Помпонацци, Агриппы 
Неттесгеймского, Джироламо Кардано, Джона Ди. Среди философов Нового времени, 
обращавших свой взор к проблеме обоснования астрологии, следует назвать 
Фрэнсиса Бэкона [Бэкон, 1971] и Анри де Буленвилье [см. Simon, 1947]. На рубеже 
19–20 вв. настал расцвет оккультной философии, сыгравшей важную роль в 
увеличении популярности астрологии; она была представлена учениями Елены 
Блаватской, Алисы Бейли, Макса Хейнделя, Рудольфа Штейнера, Мэнли Палмера Холла 
[см. Lewis, 1994; Куталёв, 1997]. Среди российских философов первых десятилетий 
20 в., указывавших на важную роль астрологии в культуре, были Лев Шестов 
[Шестов, 1991, с. 137–138], о. Павел Флоренский [Флоренский, 1990, с. 359–365], 
Алексей Лосев [Лосев, 1927]. Среди западных философов 20 в., создавших 
интересные подходы к осмыслению астрологии, следует выделить Дэйна Радьяра 
[Радьяр, 1991; Радьяр, 1994], Ричарда Лемэя [Lemay, 1962], Джона Эдди [Addey, 
1972; Addey, 1976] и Роберта Хэнда [Хэнд, 1996]. Необходимо также упомянуть 
современную полемику о философских аспектах астрологии [Кассиди, 1992; Пружинин,
 1994; Филатов, 1994; Краснопевцева, 1999]. Проблему философского обоснования 
астрологии разрабатывает украинский философ Е. А. Шкубуляни.
Культурологическое осмысление роли астрологии в истории человечества находится 
ещё в зачаточном состоянии. Первые научные публикации на эту тему на русском 
языке появились лишь в 1980-х гг. Здесь следует отметить статью [Ильин, 1987], 
в которой впервые был поставлен вопрос о необходимости рассмотрения феномена 
астрологии в культурологическом плане. Для проводимого в данной работе 
исследования важную роль сыграли работы по истории и методологии науки [Кун, 
1977; Гайденко, 1987; Жмудь, 1994; 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-