|
ом, Бэконом, Ньютоном, другими учёными) и уже никогда не
сможет возродиться. Такое мнение разделяли, в частности, французские
исследователи К. Фламмарион [Фламмарион, 1994] и О. Буше-Леклерк
[Bouch?-Leclercq, 1899], а также русский знаток культуры античности Ф. Ф.
Зелинский (название его работы 1901 г. об астрологии – “Умершая наука”
[Зелинский, 1994] – говорит само за себя).
Однако именно на рубеже 20 века интерес к астрологии начал неуклонно расти,
достигнув своей максимальной величины в наши дни, в результате чего (нравится
нам это или нет) астрология стала неотъемлемым фактором жизни современного
общества.
К сожалению, литература, посвящённая истории астрологии и месту этого учения в
мировой культуре, не отличается полнотой и далеко не всегда содержит
достоверную информацию. Это связано с несколькими причинами.
Во-первых, большинство обзорных работ посвящено истории так называемой
“западной астрологии” (в них обычно проводится историческая последовательность:
Месопотамия – эллинистический мир – Византия и арабский мир – Западная Европа),
тогда как другие регионы мира, в которых возникали самобытнейшие
астрологические системы (например, Дальний Восток, Месоамерика), остаются вне
поля зрения авторов.
Во-вторых, многие авторы работ об астрологии придерживаются крайних позиций,
что порой приводит к искажению фактов: они либо являются апологетами мистики,
не стремясь проверять достоверность излагаемого материала, и всячески
преувеличивают значимость астрологии и непогрешимость конкретных астрологов,
либо, наоборот, являются яростными противниками “учения о звёздах”, что также
становится причиной их необъективности. В целом, задача авторов подобных работ
– доказать истинность или ложность астрологии, а не провести объективный анализ
роли астрологии в культуре. Это привело к созданию многих ложных стереотипов и
мифов, не имеющих ничего общего с реальной историей астрологии.
На Западе вопрос о роли астрологии в культуре стал предметом серьёзных научных
исследований ещё в 19 в. Одним из пионеров в данной области был уже упомянутый
Огюст Буше-Леклерк, французский филолог-классицист, исследователь мантических
техник древности [Bouch?-Leclercq, 1879] и автор солиднейшего труда по истории
греческой астрологии [Bouch?-Leclercq, 1899]. В начале 20 в. протекала
деятельность другого видного французского исследователя астрологии античности
Франса Кюмона [Cumont, 1912].
В 1919 г. вышла в свет обзорная книга немецких историков Франца Болля и Карла
Бецольда “Sternglaube und Sterndeutung; die Geschichte und das Wesen der
Astrologie”, неоднократно переиздававшаяся и до сих пор не теряющая своей
ценности. Среди других важных обзорных работ по истории астрологии: работа Р.
Бертело “La pens?e de l'Asie et l'astrobiologie” [Berthelot, 1949], книга
Вилла-Эриха Пейкерта “Astrologie” (Stuttgart: Kohlhammer, 1960), “Geschichte
der Astrologie” Вильгельма Кнаппиха (Frankfurt am Main: Klostermann, 1964),
“Astrology: an historical examination” Филлис Ирены Ханны Нэйлор [Naylor, 1967],
“The Case for Astrology” Джона Энтони Уэста и Яна Герхарда Тундера [West,
Toonder, 1970], “An Introduction to the History of Astrology” Николаса Кэмпиона
(London, 1982), “A History of Astrology” Дерека и Джулии Паркер (London:
Deutsch, 1983), “A History of Western Astrology” С. Джима Тестера (Woodbridge,
Suffolk: Boydell Press, 1987).
Среди основных трудов по истории астрологии в отдельных регионах мира и в
отдельные эпохи следует выделить фундаментальные исследования западных учёных
20 века: Отто Нейгебауэра и Бартела Лендерта Ван-дер-Вардена (основной сферой
их интересов была вавилонская, греческая и египетская наука), Вильгельма
Гунделя (он изучал историю древней астрологии, прежде всего, вавилонской и
египетской), Ричарда Паркера (астрология и астрономия в Древнем Египте),
Франчески Рохберг-Халтон (вавилонская астрология и её преломление в
эллинистической традиции), Фредерика Генри Крамера (астрология в Древнем Риме),
Дэвида Пингри (он изучал историю астрологии в Индии, Иране и Византии), Джозефа
Нидэма (история науки в Китае), Эдварда Стюарта Кеннеди (арабская наука),
Лестера Несса (астрология в иудейской культуре), Линна Торндайка (история
астрологии и смежных с ней дисциплин в Европе), Патрика Кэрри и Николаса
Кэмпиона (европейская астрология эпохи Возрождения и Нового времени), Эллика
Хоуи (европейская астрология Нового и новейшего времени). В последние
десятилетия стали проводиться научные конференции, посвящённые истории
астрологии. Во многом благодаря таким конференциям увидели свет несколько
интересных сборников исторических исследований астрологии, выпущенных в
Великобритании, Германии и США, в том числе “'Astrologi hallucinati'. Stars and
the End of the World in Luther's time” [Zambelli, 1986], “Astrology, Science
and Society: Historical Essays” [Curry, 1987], “History and Astrology. Clio and
Urania Confer” [Kitson, 1989].
В конце 19 в. начали публиковаться старинные астрологические тексты с научным
комментарием. Одной из первых книг подобного рода явилось издание клинописных
текстов государственных астрологов Ниневии и Вавилона: Thompson, R. C. The
Reports of the Magicians and Astrologers of Nineveh and Babylon (London: Luzac,
1900). Особо следует отметить беспрецедентный проект по публикации всех
дошедших до нашего времени греческих астрологических текстов “Catalogus codicum
astrologorum graecorum”. За 55 лет, с 1898 по 1953 г., в Брюсселе было издано
20 книг этой серии. Знаменательными событиями в изучении древней астрологии
явились издания всех известных клинописных гороскопов [Sachs, 1952] и всех
дошедших до нас греческих гороскопов [Neugebauer, Van Hoesen, 1959]. 1990-е
годы ознаменовались появлением свежей струи англоязычных переводов классических
работ по астрологи
|
|