|
ожно ли её
определить как науку, искусство, религию, мантическую систему?
* Антропоцентрична ли астрология? Правомерно ли говорить об астрологических
“воздействиях” на негуманитарную сферу, или же феномен астрологических
“влияний” зависит только от психологических факторов?
* Геоцентрична ли астрология? Следует ли считать, что астрология исходит только
из представлений о связи событий на небе и на Земле, или же подобные
представления являются лишь частью более глобального учения о взаимодействии
различных планов мироздания?
В данной работе мы предложим своё понимание предмета астрологии, что открывает
путь для ответа на поставленные выше вопросы. При этом главная гипотеза
диссертационного исследования сформулирована нами следующим образом: астрология
является органической частью культуры, её естественным порождением, выполняя в
ней целый ряд существенных функций.
Здесь следует отметить, что при подобных исследованиях необходимо сознавать
пагубность проецирования современных представлений об астрологии на предыдущие
эпохи [Броль, 1999, с. 118–123]. Если современные учёные относятся к данному
учению весьма скептически, то довольно опрометчивым было бы утверждать, что
точно такое же мнение господствовало в научных кругах во времена, когда
астрология была университетской дисциплиной. А тот факт, что мы живём в эпоху
настоящего бума популярных астрологических прогнозов в средствах массовой
информации, не должен искажать наше восприятие культур, в которых астрология
была сокровенным знанием, доступным только узкому кругу лиц.
При анализе взаимодействия астрологии и науки важно учитывать сочетаемость
астрологической методологии с теми методами, которые считаются научными в
конкретной научной парадигме. Так, для механистической парадигмы, опирающейся
на эксперимент, астрология является ненаучной. С другой стороны, как считает
ряд исследователей, астрология основана на органической парадигме, которую
лучше всего можно понять через неэкспериментальные, качественные методы
исследования, подобные герменевтике, феноменологии и общей теории систем [Perry,
1995, p. 46].
При изучении взаимодействия астрологии и философии в истории мировой культуры
требует пристального внимания проблема неизменности астрологических систем,
методик и т.п. при постоянном изменении философского осмысления астрологии (с
позиций разных философских учений). Ведь несмотря на то, что астрология требует
определённого философского базиса, среди людей, занимающихся астрологией,
встречаются как сторонники астрального фатализма, так и убеждённые сторонники
теории свободы воли, как идеалисты, так и материалисты, как мистики, так и
учёные-естествоиспытатели.
Наконец, при исследовании взаимоотношения астрологии и теологии требует особо
тщательного анализа сочетаемость идей астрологических и религиозных. Основной
конфликт здесь связан с восприятием астрологии как религиозной концепции.
Однако исторически астрология очень редко претендовала на роль религиозного
учения, противостоящего всем остальным; гораздо чаще астрологические идеи
органично вплетались в теологические концепции представителей самых разных
религий.
Астрология, несомненно, заслуживает пристального внимания культурологов.
Следует согласиться с В. В. Ильиным [Ильин, 1987], который отмечает: “В основе
астрологии, как и любого знания, лежит специфический архетип, объёмная модель
действительности, задаваемая историческим измерением культуры”. Говоря о
подходах к изучению феномена астрологии, он пишет, что “следует отдавать отчёт
в наличии серьёзных общекультурных обстоятельств и причин, вызвавших её
[астрологию] к жизни. Стратегия рассмотрения вопроса статуса астрологии должна
поэтому вестись в плоскости культурологии: поскольку своими качествами и
законами, направляющими её развитие, астрология обязана культуре в целом,
следует одно за другим обнажать звенья той динамической цепи, которая образует
общечеловеческую культуру, однажды породившую астрологию” [Ильин, 1987, с.
123–138].
Проблема роли астрологии в мировой культуре требует обширных и систематических
исследований, открывая богатые перспективы не только для культурологов, но и
для специалистов в области философии, истории науки, религиоведения, социологии,
социальной психологии, искусствоведения и других научных дисциплин. Мы же
сосредоточимся на проблемах, представляющихся нам наиболее фундаментальными, а
именно, на вопросе о взаимосвязях астрологии с религией, философией и наукой.
Однако любые выводы и рассуждения по поводу этих взаимосвязей, претендующие на
научность, должны иметь прочную эмпирическую базу в виде свода фактических
сведений по истории астрологии, религии, философии и науки. И если по истории
трёх последних дисциплин имеется множество солидных трудов, на выводы которых
может опираться исследователь, то по истории астрологии таких работ практически
нет. Поэтому в данной диссертации история астрологии специально рассматривается
в Главах 2 и 3, что даёт фактический материал для теоретического исследования
роли астрологии в культуре (в Главах 4 и 5). Кроме того, поскольку сама
трактовка истории астрологии и характера взаимосвязи астрологии с иными сферами
культуры напрямую зависит от понимания предмета астрологии, то вопрос об
определении астрологии специально исследуется в 1.3.
1.2. К истории изучения вопроса
Многие историки начала нашего века были бы весьма удивлены, узнав, какой
всплеск интереса к астрологии переживает современное общество. Учёные рубежа
19–20 вв. в большинстве своём уверенно делали вывод: подъём интереса к
астрологии во времена Ренессанса был последним. Они считали, что эта “лженаука“
окончательно умерла в результате открытий в астрономии и физике (сделанных
Коперником, Кепле
|
|