|
ывалось с языческими культами и считалось противоречащим учению
церкви.
Характерным примером сочетания нескольких причин гонений на астрологов является
история императора Вителлия. Римские историки отмечали, что его политический
противник Отон активно пользовался советами астрологов и даже стал императором,
неукоснительно следуя указаниям своего астролога Селевка, действуя или,
наоборот, пережидая согласно его расчётам [Cramer, 1954; Светоний, 1990, с.
185–186]. Поэтому, когда Вителлий сменил на троне Отона, одним из его первых
действий был указ об изгнании всех астрологов из Рима. К тому же, как
свидетельствует Светоний, Вителлий имел “жуткий гороскоп” и поэтому, не желая
смиряться с предсказанными ему бедствиями, “злобствовал против насмешников и
астрологов” [Светоний, 1990, с. 190, 194].
Следует заметить, что неблагоприятные предсказания неоднократно становились
причиной репрессий астрологов. Наиболее показательны случаи эсхатологических
“пророчеств”, которые усиливали волнения в народных массах и порой становились
причиной всенародной паники. Например, в годы “парадов планет” (1186, 1524) и
появления наиболее ярких комет многие астрологи предсказывали всемирный потоп,
Второе пришествие и тому подобное, что становилось причиной последующих гонений
на прорицателей по звёздам. Интересно отметить и противоположный случай:
древнее свидетельство китайских хроник о казни астрологов, не предсказавших
солнечное затмение, которое вызвало панику в народе [Куталёв, 1997, с. 145–146].
Однако не только глобальные предсказания, но и индивидуальные прогнозы могли
стать причиной репрессий со стороны правителей, которые попросту мстили
астрологам, услышав не то, что им хотелось (ряд подобных случаев описан у Я.
Буркхардта [Буркхардт, 1996]). С этой точки зрения показательна история с
гороскопом Эдуарда VI (1547–1553), английского короля. По просьбе Джона Чеки,
наставника 15-летнего короля, знаменитый учёный-энциклопедист Джироламо Кардано
составил гороскоп слабого здоровьем монарха и предсказал ему блестящую карьеру,
долгую и счастливую жизнь; лишь в возрасте 55 лет 3 месяцев и 17 дней следовало
ожидать наступление тяжёлых болезней. Однако Эдуард VI умер через 9 месяцев
после составления гороскопа. Сам Кардано впоследствии утверждал, что он
прекрасно знал о скорой смерти короля, но был научен горькой судьбой других
астрологов и знал, что предсказывать смерть правителям небезопасно [Cardanus,
1663; Гурев, 1970, с. 110; Куталёв, 1997, с. 72]. Действительно, астролог
Роберт Аллен, правильно предсказавший раннюю смерть Эдуарда VI, был по санкции
парламента заключён под стражу и выпущен на свободу только после исполнения
прогноза [Campion, 1993, с. 9–10].
Астрология порой использовалась и как инструмент политических манипуляций –
например, во время второго сицилийского восстания рабов (104 – 99 до н.э.).
Лидер этого восстания Атенион был, по свидетельству Диодора Сицилийского,
знатоком астрологии. Очевидно, Атенион воспользовался своей репутацией
астролога, убедив других рабов, что их ждёт неминуемый успех, если они
восстанут. Атенион настойчиво утверждал, что боги через звёзды открыли ему, что
он станет царём всей Сицилии [см. Cramer, 1954].
Таким образом, несомненно, что астрология неоднократно выполняла политические и
манипулятивно-политические функции.
Следует признать, что астрология играла и продолжает играть значительную роль в
культурной жизни (особенно в массовой культуре). И эту роль не следует
недооценивать. Ценную помощь в ломке стереотипов относительно уровня
популярности астрологии в те или иные века и в оценке истинного места
астрологических концепций в жизни общества даёт нам история книги. Оказывается,
уже среди самых первых печатных книг публикации по астрологии имели большой
удельный вес, и тиражи астрологических книг в 16–18 вв. достигали почти
немыслимых цифр. Только в Англии между 1663 и 1673 г. было продано не менее 4
миллионов (!) экземпляров астрологических альманахов [Бэйджент и др., 1999, с.
80], при том, что средний тираж книг в 17 в. не превышал 1000–1200 экземпляров
[Владимиров, 1988, с. 133]. На фоне подобных фактов утверждения о “смерти
астрологии” в 17 веке выглядят по меньшей мере наивными.
Все вышеперечисленные аспекты взаимодействия астрологии с различными сферами
культуры составляют лишь небольшую часть вопроса о месте астрологии в мировой
культуре. Но даже такой краткий экскурс позволяет нам утверждать, что данная
тема имеет большое значение для культурологии и является весьма актуальной.
При этом необходимо сознавать, что научная работа в данном направлении требует
решения целого ряда серьёзных проблем. Выделим некоторые из этих проблем,
представляющиеся нам наиболее весомыми.
Первая проблема, с которой сталкивается исследователь, стремящийся к
корректному и строгому исследованию роли астрологии в духовной культуре, – это
проблема определений, как самой астрологии, так и тех сфер культуры,
взаимодействие с которыми является предметом рассмотрения (в нашем случае –
науки, религии и философии). Очевидно, что в зависимости от выбранных
определений оценка соотношения астрологии с наукой, религией и философией будет
довольно сильно меняться.
С проблемой определения астрологии сопряжён ещё целый ряд сопутствующих
вопросов, как то:
* Была ли астрология продуктом какой-либо одной культуры, или же возникновение
астрологии – это универсальная закономерность развития цивилизаций?
* Почему астрология не ушла бесповоротно в прошлое, как, например, алхимия?
* Правомерна ли точка зрения, что астрология – это достояние дотехнологических
цивилизаций, ныне существующее лишь как пережиток?
* Является ли астрология побочным продуктом развития астрономии, или же,
напротив, астрономия возникла из астрологии?
* К каким формам духовной культуры наиболее близка астрология?
|
|