Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Денис КУТАЛЁВ :: Д. Куталёв - АСТРОЛОГИЯ, КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-
 
 всём) является следующим важнейшим принципом,
 позволившим астрологии соотнести между собой разнообразнейшие явления в мире. 
Как уже было отмечено в Главе 2, концепция четырёх или пяти элементов была 
широко распространена в самых разных культурах древнего мира. Очевидно, что в 
различные астрологические системы концепция стихий проникла из разных 
философских систем.
К примеру, китайская астрология оперирует системой пяти элементов (у син), 
известной в Китае по крайней мере с первой пол. I тыс. до н.э. Древнейшее 
изложение систематизированных представлений об у син находится в гл. "Хун фань" 
из "Шу цзина". Развитую форму учение об у син обрело в 4-2 вв. до н.э., чему во 
многом способствовали Цзоу Янь и Дун Чжуншу. В дальнейшем оно стало 
неотъемлемой частью практически всех философских и научных построений китайцев 
[Китайская философия, 1994].
В то же время, античная астрология заимствовала теорию четырёх стихий из других 
источников, а именно из греческой мифологии и натурфилософии. Основателем 
античного философского учения о четырёх стихиях считается Эмпедокл. "Корни всех 
вещей", по Эмпедоклу, - Огонь, Вода, Воздух и Земля. Они вечно неизменны, 
несоздаваемы и неразрушаемы. Они не могут превращаться один в другой, а могут 
только смешиваться механически друг с другом. Платон, также придерживавшийся 
теории о четырёх первичных элементах, считал, что элементарные частицы имеют 
форму правильных многогранников: форма первоэлемента Земли - куб, Воздуха - 
октаэдр, Огня - пирамида (понятие "тетраэдр" появилось у Герона 
Александрийского), Воды - икосаэдр. Учение об элементах Аристотеля 
предусматривало не имеющую качества праматерию, из которой создаются составные 
части: "с одной стороны, существует единое телесное начало, из которого состоит 
природа тел, совершающих круговращение, а с другой - четыре тела, определяемые 
четырьмя началами" (Аристотель, Метеорологика, гл. 2). Учения о четырёх 
элементах придерживались также стоики. С астрологией представление о четырёх 
элементах было связано уже в античности.
Принцип сакральной нумерологии является базисом ряда фундаментальных 
астрологических концепций - прежде всего, касающихся теории аспектов и 
структуры Зодиака и круга домов.
Нумерологические идеи в западной философии восходят к платонизирующему 
пифагореизму Древней Академии 4 в. до н.э. Долгое время в истории философии 
считалось, что "отцом нумерологии" был сам Пифагор, однако, согласно 
современным исследованиям, "философия числа" как отдельное учение у Пифагора 
отсутствовала [см. Жмудь, 1994]. Чисто онтологическое понимание числа было 
новым в платонизирующем пифагореизме, тогда как древнепифагорейская аритмология 
была непосредственно связана с космогонией. Идеализацию и субстанциализацию 
чисел мы находим в философии Платона: в его космологии математические числа 
(понимаемые как обладающие геометрическими структурными свойствами) образуют 
промежуточную сферу бытия между идеями и чувственными вещами (в раннем же 
пифагореизме, согласно Аристотелю, числа "неотделимы" от вещей) [Ключников, 
1995, с. 32]. А. Ф. Лосев подчёркивает, что "Платон понимал под числами 
действительно самостоятельный - третий - вид бытия, не сводимый ни на идеи, ни 
на вещи" [Лосев, 1993, с. 608]. Пифагорейско-платоническая линия в развитии 
философии числа была продолжена неопифагорейцами и неоплатониками. Так, Плотин 
рассматривал числа как "активную эманацию первоединого"; Ямвлих дал в 
"Теологуменах" подробное описание механизма рождения одного числа из другого; 
Прокл дал и онтологическую, и космологическую иерархию чисел, предлагая видеть 
в числе живую божественную сущность [Ключников, 1995, с. 41].
В средние века нумерологические построения особенно активно применялись 
иудейскими мыслителями, прежде всего в русле каббалы. Европейские философы тоже 
продолжали разрабатывать нумерологию, в том числе не только в каббалистическом 
контексте. Так, в "математической" метафизике Тьерри Шартрского (1-я пол. 12 в.
) творение есть развёртывание чисел (составных единств) из безусловной простоты 
первоединства, которое придаёт цельность всякому числу, но само числом не 
исчисляется. В 15 в. Николай Кузанский виртуозно применял геометрические и 
арифметические величины для иллюстрации философских понятий (например: 10 - 
разум, 100 - душа, 1000 - тело; 7 - символ биологического размножения, и так 
далее) [Куталёв, 1997, с. 99]. В 16-17 вв. нумерологические идеи нашли свою 
кульминацию в работах Джона Ди (в том числе "Иероглифическая монада", 1564 
[опубл. в: Касавин, 1999, с. 168-216]), Роберта Флудда (главный труд - "Обоих 
космосов, сиречь великого и малого... история", 1617) и Иоганна Кеплера 
("Космографическая тайна", 1596; "Гармония мира", 1619).
Переходя к рассмотрению философии числа на Востоке, необходимо отметить, что 
нумерология составляет стержень традиционной китайской философии и науки в 
целом. Способы организации философского и научного знания в Китае "в 
значительной степени опираются на систему представлений, исходящую из идеи 
гомоморфизма Вселенной и её элементов: об универсальном числовом и 
символическом выражении структуры, закономерностей космоса и его частей, 
организованных по законам гармонии. Фактически - это самобытный китайский 
аналог нумерологического учения пифагорейцев. Данная система стала своеобразной 
функциональной заменой формальнологического инструментария философии и науки. 
Нумерологические схемы и методики расчётов широко использовались в различных 
областях китайской науки, сохраняя доныне своё методологическое значение в 
традиционной медицине" [Китайская философия, с. 7].
Китайская нумерология (сян шу чжи сюэ - букв. "учение о символах и числах") 
строится на всеобъемлющем классификационизме и генерализации. Фундамент 
китайской нумерологии составляют три типа объектов, каждый из которых 
представлен двумя разновидностями: 
1. "Символы": а) триграммы, б) гексаграммы; 
2. "Числа": а) хэ ту (магический крест), б) ло шу (магический к
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-