Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Денис КУТАЛЁВ :: Д. Куталёв - АСТРОЛОГИЯ, КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-
 
яр, 1991, с. 46-47].
 Таким образом, именно холистические объекты являются предметом астрологии 
(можно построить гороскоп человека, но нельзя построить гороскоп его руки) и 
именно холистический подход определяет, какие моменты имеют особое 
астрологическое значение: "В тот самый момент, когда целое становится 
действующей единицей, части перестают быть только частями, они делаются 
функциональными органами органического целого... Истинная астрология имеет дело 
исключительно и по преимуществу с оперативными целостностями. Она берёт их в 
тот самый момент, когда они обретают состояние целостности, когда получают 
способность действовать независимо как целостности на своём собственном уровне 
существования, а затем - способность (хотя бы потенциальную) 
самовоспроизводиться в каком-либо процессе эманации или размножения" [Радьяр, 
1991, с. 47]. Более того, астрология изучает объекты, имеющие не только точку 
отсчёта, но и конец во времени, "поскольку каждое целое нуждается в том, чтобы 
быть конечным, ибо целостность предполагает конечность" [Радьяр, 1991, с. 50].
Принцип цикличности. Данный принцип имеет наиболее очевидным источником 
наблюдение за календарными и астрономическими циклами и соотнесение этих циклов 
с ритмами природных явлений на Земле. Идея цикличности мировых процессов 
пронизывает религиозно-философскую мысль древности, будь то индийская концепция 
кальп, китайская идея о круговращении инь и ян или астральный фатализм 
пифагорейцев и стоиков. Немесий Эдесский (5-6 вв.) в компендиуме "О 
человеческой природе" писал: "Стоики говорят, что планеты, возвращаясь в ту же 
точку долготы и широты, которую каждая из них занимала при возникновении мира, 
через определённые промежутки времени вызывают расцвет или гибель вещей, и весь 
мир снова возвращается в то же состояние, звёзды снова движутся по тем же самым 
путям, и всё воспроизводится в точности таким, каким оно было прежде. Сократ и 
Платон, по утверждению стоиков, появятся снова, равно как и каждый человек в 
отдельности с теми же друзьями и соотечественниками, и с ними будет происходить 
то же самое, и судьбы их будут прежними, и заниматься они будут тем же" [цит. 
по: Касавин, 1996, с. 130].
Применимость циклического подхода не только к природным, но и к социальным 
явлениям была постулирована ещё в античной науке. Так, древнегреческий историк 
Полибий во 2 в. до н.э. выделил цикл из 6 основных фаз в смене политических 
режимов (монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия). В 
16 в. концепцию политических циклов разрабатывал французский историк Л. Ле Руа. 
Его современник Ф. Бэкон выделял три фазы политической истории, уподобляя её 
биологическому циклу [Campion, 1994, с. 392-415]. Но, пожалуй, наибольший 
резонанс в Новое время среди подобных концепций вызвала теория исторического 
круговорота Дж. Вико (1668-1744). Впоследствии циклические концепции 
цивилизационного процесса выдвигались О. Шпенглером и А. Тойнби, циклическая 
модель развития социокультурной системы была разработана П. А. Сорокиным, 
циклический подход к вопросам этногенеза продемонстрировал в своих работах Л. Н.
 Гумилёв, выявлением циклических (волновых) процессов в экономических системах 
занимался Н. Д. Кондратьев. Мы можем констатировать, что циклические концепции 
разрабатываются и используются применительно к широчайшему кругу культурных 
явлений [см. Campion, 1994; Орлова, 1994, с. 157-177].
Принцип полярности, взаимодействия двух начал как основы всего существующего в 
мире, часто (но не обязательно) является базисом астрологических классификаций. 
Если указанные выше астрологические принципы дают основания для утверждения о 
наличии корреляции между земными и космическими явлениями, то данный и 
следующие за ним принципы дают отправные шаги для анализа этой корреляции.
Принцип полярности естественным образом сочетается с принципом цикличности. 
Действительно, в любом циклическом (волнообразном) процессе возможно выделение 
двух основных фаз: положительной и отрицательной, активной и пассивной, 
центробежной и центростремительной, и так далее.
В древневосточной философии данный принцип в наиболее яркой форме воплотился в 
китайском учении об универсальном дуализме двух начал - тёмного и светлого, инь 
и ян. Теория инь и ян сформировалась в середине I тыс. до н.э. и впервые была 
систематически изложена в "Чжоу и", где инь и ян названы "двумя образцами", 
рождёнными "великим пределом" (тай цзи), и отождествлены с элементарными 
компонентами гексаграмм - прерванной и целой чертами соответственно. Учение об 
инь и ян стало одной из базовых концепций китайской философии и науки 
последующих веков.
В античной философии принцип полярности в чётко сформулированном виде впервые 
встречается у Эмпедокла из Акраганта (около 490 - около 430 до н.э.). Мир 
явлений, по Эмпедоклу, существует благодаря соединению и разделению 
элементарных частиц; причина соединений - Любовь, разъединений - Ненависть, 
которые суть универсальные вечные движущие силы. Мировые процессы представляют 
собой колебания между крайностями полного смешивания (исключительное господство 
Любви) и полного разделения (исключительное господство Ненависти).
Принцип полярности позволил астрологам древности предположить наличие 
символической связи между двумя основными противоположными фазами 
астрономических циклов (день и ночь, растущая Луна и ущербная Луна, зима и 
лето) и основными противоположными фазами земных циклов (посев и сбор урожая, 
возмужание и дряхление, сон и бодрствование). Это также стало основой 
многочисленных астрологических классификаций, построенных на противопоставлении 
(Солнце - Луна, Венера - Марс, соединение планет - оппозиция планет) и, как 
следствие, многочисленных астрологических классификаций земных объектов и их 
состояний (мужчина - женщина, мир - война, здоровье - болезнь).
Принцип структурной организации мироздания (на базе выделения четырёх или пяти 
основных стихий, присутствующих в
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-