|
гли быть учёные, образованные
дворяне, люди искусства и даже правители, поэтому астрология неоднократно
оказывала влияние на политическую жизнь целых стран. Вместе с тем, были и
бродячие астрологи, и уличные шарлатаны, мало сведущие в “науке о звёздах”, но
выдававшие себя за знатоков. В Позднем Средневековье (вплоть до 17 в.)
астрология преподавалась в университетах и была в основном прерогативой учёных
мужей. В 18 – нач. 20 вв. в западном мире астрологией занимались в основном
различные гадатели и мистически настроенные любители. В современную эпоху среди
астрологов вновь появилось большое количество людей с высшим образованием,
ищущих новые пути психологов, историков, врачей и прочих. Таким образом, в
разные исторические периоды астрологию практиковали люди, занимающие самые
разные социальные ниши. Клиентура астрологов охватывала представителей
практически всех профессий и слоёв населения. В этом плане показателен
сохранившийся до наших дней реестр клиентов знаменитого английского астролога
17 в. У. Лилли: основной контингент составляли клерки, купцы, ремесленники,
дворяне и моряки [Куталёв, 1997, с. 86].
Популярность астрологии в обществе – величина непостоянная. Однако вопрос о
причинах изменения её популярности не так прост. К астрологам во все времена
обращались с вопросами о длительности жизни, богатстве и наследстве, об
отношениях между членами семьи, об успехе, детях, болезнях, потере денег,
преследовании со стороны властей, браке, старости, позорной смерти, отношениях
с друзьями, славе, отличиях, благих надеждах, страданиях, опасностях и бедах.
Людей все эти проблемы не перестают интересовать никогда. Почему же тогда
популярность астрологии изменяется с годами?
Пики популярности астрологии часто связывают с периодами социальной и
политической нестабильности, когда люди не уверены в своём будущем. Когда
отсутствует стабильность в повседневной жизни, усиливаются упования людей на
стабильность космических законов. Несомненно, астрология выполняет в обществе
психотерапевтическую функцию, однако социально-психологические причины здесь не
единственные и, видимо, не главные. Представляется, что во многом место
астрологии в жизни общества определяется её взаимодействием с такими сферами
культуры, как религия, наука и политика.
Очевидно, что мировоззренческие установки на приятие или неприятие астрологии
(в том числе религиозные и политические) очень сильно влияют на распространение
этого учения. К примеру, астрология в нашей стране была, по всей видимости,
достаточно популярна в эпоху языческой Руси, когда астрологические
представления входили неотъемлемой частью в религиозную систему [Титов, 1991].
С принятием христианства астрология практически ушла “со сцены” отечественной
истории. Однако в 16–17 вв. наблюдалось некоторое оживление интереса к “науке о
звёздах”, поскольку она стала определённым фактором придворной жизни и не
слишком сурово преследовалась церковью [см. Симонов, 1988]. Эпоха политической
нестабильности в начале 20 в. стала периодом максимальной популярности
астрологии в царской России. В советский период отечественной истории
астрология была запрещённым учением, а с переходом к демократической политике и
религиозному плюрализму астрология пережила новый расцвет. Таким образом,
религиозная и государственная политика входят в число главных факторов
изменения популярности астрологии. Нередко действует и принцип “от противного”:
невозможность получить ответ от религии в том, что касается близкого будущего,
а также отсутствие крепкой политической власти обуславливают успех астрологии
(как в Византии во времена Македонской династии и Комнинов).
Позиция науки также весьма важна, поскольку астрология на протяжении веков
существовала в научном русле и базируется на астрономико-математических
расчётах. Так, в Западной Европе раннее Средневековье было периодом
непопулярности астрологии, поскольку астрономия и математика находились в
упадке и не могли обеспечить должный технический базис для астрологии. Но как
только уровень научных знаний позволил сделать расчёт гороскопов достаточно
лёгкой процедурой, астрология быстро обрела популярность в европейском обществе.
Перемены наступили со сменой научной парадигмы – астрологии было отказано в
научности, и в Новое время она стала считаться суеверием и пережитком. Но 20 в.
ознаменовал кризис господствующей научной парадигмы, и одним из следствий стала
новая вспышка интереса к астрологии.
Следует понимать, что все эти рассуждения справедливы, лишь когда мы говорим о
западном мире. На Востоке астрология никогда не переставала быть популярной, и
её функции в восточном обществе отличаются стабильностью на протяжении
тысячелетий.
Очень интересен тот факт, что периоды наибольшей популярности астрологии в
Древнем Риме, Византии и государствах Западной Европы зачастую совпадали с
гонениями на астрологов. Причины этих гонений были очень разнообразными, но
очень редко они были связаны с убеждённостью правителей в ложности
астрологических учений. Во-первых, эти гонения часто были направлены против
уличных шарлатанов, тогда как многие учёные и сановники продолжали
интересоваться астрологией, и им это занятие не возбранялось. Во-вторых, ряд
гонений (прежде всего, в Римской империи) был связан с тем, что правители
чрезмерно верили в астрологию и боялись, что практически любой желающий может
узнать судьбу правящих лиц и использовать это знание в корыстных целях,
например, для подготовки переворота. К примеру, император Тиберий, который, по
свидетельству Светония, “был привержен к астрологии и твёрдо верил, что всё
решает судьба” [Светоний, 1990, с. 104], запретил обращаться к гадателям тайно
и без свидетелей, а затем и вовсе изгнал астрологов из Рима – кроме своего
личного астролога. В-третьих, антиастрологические указы в странах, где
государственной религией было христианство, часто вызывались тем, что занятие
астрологией свя
|
|