Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Денис КУТАЛЁВ :: Д. Куталёв - АСТРОЛОГИЯ, КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-
 
о пребывает вверху; и то, что пребывает 
вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса 
единой вещи" [Богуцкий, 1998, с. 314].
В религиозно-мифологических представлениях древности принцип подобия играл 
важнейшую роль. В демифологизированном виде аналогия микрокосма и макрокосма 
появляется в натурфилософии досократиков, особенно в традиции космологического 
биоморфизма (Анаксимен, Гераклит, Диоген Аполлонийский), а также у Демокрита, у 
которого впервые встречается сочетание mikros kosmos ("человек - это малый 
мир"). В чётко сформулированном виде принцип аналогии мы впервые находим в 
философии Платона. Платон в "Тимее" говорит: "Рассмотрим же, по какой причине 
устроил возникновение и эту Вселенную тот, кто их устроил. Он был благ, а тот, 
кто благ, никогда и ни в каком деле не испытывает зависти. Будучи ей чужд, он 
пожелал, чтобы все вещи стали как можно более подобны ему (курсив мой. - Д.К.)" 
(Tim. 29e). "Гармоничность и органическая соразмерность Космоса и человека, 
уподобление второго первому и есть космический принцип Платона" [Истоки, 1997, 
с. 184]. В эпоху эллинизма принцип подобия был последовательно разработан в 
стоической концепции космоса как живого организма (вплоть до представления о 
мировом "семени" - сперматическом логосе).
В христианской философии принцип подобия также играл важную роль. В частности, 
Ориген писал: "Знай, что ты - иное мироздание в миниатюре, и что в тебе - 
солнце, луна и все звёзды". Идея человека как микрокосма, отражающего в себе 
универсум, спорадически всплывает в греческой патристике; так, Григорий 
Назианзин, по-видимому, впервые употребил сам термин "микрокосм". Этот мотив мы 
находим также у Боэция и Иоанна Скота Эриугены; однако последовательный 
параллелизм микрокосма и макрокосма, чреватый еретическим пантеизмом, оставался 
за пределами основных ортодоксальных средневековых систем.
Мистический характер носят концепции подобия микрокосма и макрокосма в 
средневековой еврейской философии (каббала, Ибн Гебироль, "Микрокосм" Иосифа 
ибн Заддика).
Особенный расцвет представления о подобии микро- и макрокосма переживали в 
эпоху Возрождения. Принцип подобия служит обоснованием новой антропологии у 
Пико делла Мирандолы ("О достоинстве человека"), принимает форму представлений 
о всеобщей одушевлённости природы в натурфилософии Кардано, Кампанеллы и Бруно; 
пронизывает всю традицию немецкой мистики, присутствует в медико-алхимическом 
оккультизме Агриппы Неттесгеймского и Парацельса ("Макрокосм и человек суть 
одно" - Paragran C 2) [ФЭС, 1983, с. 370]. Наконец, в работах Р. Флудда принцип 
подобия вступает в открытый конфликт с идеями творцов новой научной картины 
мира. В эпоху механицизма 17-18 вв. учение о микрокосме и макрокосме изгоняется 
за пределы научного знания, но в то же время Лейбниц (вслед за Николаем 
Кузанским, Плотином и принципом Анаксагора "всё во всём") придал онтологический 
статус понятию микрокосма в своей монадологии (каждая монада есть отражение 
универсума). Некоторое возрождение интереса к принципу подобия наблюдается в 
немецком неогуманизме (Гердер, Гёте) и романтизме с кульминацией в учении 
Шопенгауэра о мировой (макрокосмической) воле, затем в теософии конца 19 - 
начала 20 в., с подчёркиванием эволюционного параллелизма. Всплеск интереса к 
оккультизму в наши дни привёл к возрождению учения о микрокосме и макрокосме на 
новом витке развития.
Временной аспект принципа аналогии (принцип прогрессий) наиболее детально 
разрабатывался в восточной философии. Самими яркими примерами являются 
основанное на "Каноне перемен" китайское учение о циклических изменениях 
энергии в объектах любого уровня - как микро-, так и макрокосмических, а также 
философско-религиозное учение о Калачакре ("колесе времени") буддийской школы 
ваджраяна (тантрический буддизм).
Принцип целостности (холизма). Данный принцип определяет объекты 
астрологического анализа, уточняя и дополняя принцип аналогии. Принцип холизма 
требует рассматривать объекты как целостности, а не только как суммы элементов 
или частей. Таким образом, сочетание данных двух принципов приводит к 
утверждению, что подобными другу могут быть только целостности, холистические 
объекты. 
Холистический подход активно разрабатывался в Китае на протяжении многих веков. 
Как отмечают синологи, "специфической чертой китайской мудрости является 
тенденция к рассмотрению предметов в их целостности, преемственности развития, 
взгляд на природу, человека и дух как на нечто органически объединённое 
системой взаимосвязей, акцент на факторах организованности и цельности в 
структуре реальности" [Китайская философия, 1994, с. 6]. Ведущие китаеведы 
сходятся в том, что "китайская цивилизация сделала ведущими и довела до 
возможного предела теоретический органицизм, холистические тенденции в 
философии и науке" [там же, с. 7]. В западной же науке принцип холизма был 
сформулирован лишь в 20 в. Философия холизма была разработана южноафриканским 
философом Яном Христианом Смэтсом и изложена в его основном труде "Холизм и 
эволюция" (1926). Плодотворность применения философии холизма к обоснованию 
астрологических концепций была показана Дэйном Радьяром в его работе 1936 г. 
"Астрология личности" [Радьяр, 1991]. Он указывал, что целостность - это " 
"источник и принцип объяснения" истинной астрологии. Истинная астрология, как 
мы её понимаем (и как она, по-видимому, всегда понималась теми, кто проникал в 
её сущностный смысл), есть математика целостности. Это "холистическая логика", 
противоположная "интеллектуальной логике" современной западной цивилизации. Она 
имеет дело с целостностями и изучает структурную гармонию, рост, развитие и 
распад, трансформацию целостностей, будь то обычные биологические организмы или 
трансцендентные целостности, психические или духовные. Интеллектуальная логика 
имеет дело с частями, холистическая - с целостностями" [Рад
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-