|
астрологических концепциях. Пожалуй, самый известный
пример подобного рода - обнаружение Дж. Нельсоном в 1951 г. негативного
воздействия определённых взаимных положений планет на условия радиосвязи
(причём именно тех взаимных положений, который в астрологии считаются
негативными) [Гоклен, 1998, с. 34-35].
Взаимодействие астрологии с науками данной группы особенно важно для
рассмотрения, поскольку именно универсальные науки дают астрологии обоснование
корреляции земных и небесных событий (и наоборот: именно эти науки дают
критикам астрологии основания отрицать подобную корреляцию).
В Главе 2 мы выделили основные астрологические представления (принципы), на
которых и основаны утверждения о наличии корреляции земных и небесных событий.
Рассмотрим эти принципы более подробно - в соотношении с достижениями
универсальных наук, на которых они базируются.
В сущности, астрологические представления могут базироваться на фундаменте
любой из универсальных наук, но в целом прослеживается следующая историческая
закономерность: изначально обоснования для астрологических представлений даются
мифологические и религиозные, затем вырабатываются философские основания, а на
самом последнем этапе выявляются физические основания астрологических принципов.
Когда физических объяснений действия этих принципов ещё не найдено, то
астрологи довольствуются философскими обоснованиями. Если же не выработано и
философских аргументов, то продолжают использоваться донаучные,
религиозно-мифологические доводы.
Важно подчеркнуть, что оккультные учения (как разновидность
религиозно-философских систем) также могут предлагать свои обоснования
корреляции земных и небесных событий. Но это не является достаточным основанием
для того, чтобы считать саму астрологию оккультным учением, ведь обоснования
данной корреляции могут быть и не оккультными, а, скажем, физическими.
Рассмотрим обоснования астрологических принципов, перечисленных в Главе 2, с
позиций универсальных наук (донаучные обоснования уже были нами рассмотрены в 2.
1.-2.2.).
Принцип всемирной симпатии (всеобщей связи явлений) связан со взглядом на мир
как на единый живой организм (характерном уже для философов милетской школы,
пифагорейцев и Платона). Сам термин "всемирная симпатия" (или "космическая
симпатия") впервые встречается в философии стоицизма, где он характеризует
динамическую взаимосвязь и взаимозависимость целого и частей каждого тела, а
также всеобъемлющего тела - мира. Всемирная симпатия, обеспечивающая
достоверность предсказаниям за счёт параллелизма и взаимозависимости
разнородных явлений, является одним из центральных понятий философского учения
стоика Посидония (около 135 - около 50 до н.э.). Поэтому в литературе по
истории астрологии нередко указывается, что Посидоний дал философское
обоснование астрологии. Французский историк О. Буше-Леклерк в конце 19 в.
писал: "выйдя из рук Посидония, астрология была уже не только методом
ведовства: это была общая теория природных сил, равная по своей
приспособляемости новооткрытой теории одушевлённых элементов брожения, но ещё
превосходящая её своей универсальностью" [цит. по: Зелинский, 1994, с. 60]. Но
важно подчеркнуть, что принцип космической симпатии был повсеместно известен в
культурах Древнего мира и не является изобретением философской мысли стоиков.
Как отмечал Ф. Зелинский, "догмат всемирной симпатии (sympatheia ton holon)
возник сам собою в народном сознании древних греков; философии было
предоставлено обосновать и развить его и затем - передать его в научно
обработанном виде той царственной науке [астрологии], которой он был нужен как
необходимое обоснование её выводов" [Зелинский, 1994, с. 10].
А. Ф. Лосев, анализируя общие особенности античной философии, подтверждает
значимость принципа всеобщей связи явлений и даже приходит к смелому выводу,
что "астрология - необходимый результат диалектики (курсив А. Лосева. - Д.К.).
Почему, в самом деле, человек зависит и от физических, и от физиологических, и
от экономических условий и не зависит от небесных? Разве небесные условия не
суть такие же физические? Разве единство мироздания не заключается в том, что
всякое незначительное движение отзывается во всех уголках мира?" [Лосев, 1927,
с. 216].
Принцип всеобщей связи явлений на протяжении тысячелетий играл важнейшую роль в
оккультных учениях Востока и Запада. "Он разделяется и многими современным
учёными и философами, такими, например, как Дэвид Бом и Фритьоф Капра.
Квантовая физика воспроизвела его в виде "принципа дополнительности" Н.Бора, а
также в виде теоремы Белла, постулирующей влияние одних событий на другие,
порой отделённые от первых громадными расстояниями в пространстве и времени"
[Мис, 1998, с. 19]. Оригинальное преломление принцип всемирной симпатии получил
в теории синхронизма Карла Густава Юнга. Данная теория была призвана объяснить
аказузальную, соотносительно-временную связь событий с точки зрения психологии
[Юнг, 1997].
Если говорить об осмыслении принципа всеобщей связи явлений с позиций физики,
то следует отметить, что ряд учёных 20 в. увидели несомненное подтверждение
этого древнего принципа в современных исследованиях электромагнитных полей. Так,
А. Ф. Лосев указывал, что электромагнитная теория ясным образом есть
обоснование астрологии [Лосев, 1927, с. 216].
Принцип аналогии, отражения большого в малом, развивающий принцип всемирной
симпатии, также был широко известен в античной философии. Наиболее знаменитый
источник, в котором представлена эта идея, - "Изумрудная скрижаль" Гермеса
Трисмегиста (ориентировочно датируемая 2 в. н.э.). Она гласит: "То, что
находится внизу, соответствует тому, ч
|
|