|
ерностей
могут восприниматься как практика, способствующая развитию нравственных качеств
личности. Так, для конфуцианцев астрология играла большую роль – во многом
потому, что знание её законов могло помочь в достижении качеств идеальной
личности (цзюнь-цзы). Воспитание цзюнь-цзы, приближение к идеальному образцу
морального и культурного поведения, было одной из главнейших задач
конфуцианского учения. Кроме того, астрология как учение о “вселенской
гармонии” помогала в установлении общественного порядка, что конфуцианство как
учение правящей элиты всячески приветствовало. “Управлять – значит
упорядочивать”, – говорил Конфуций, усматривая в наведении “всеобщего порядка”
сверхзадачу и конечную цель предложенного им пути нравственного, культурного,
психического и социального развития человека и общества [Абаев, 1989, с. 32].
"Учитель сказал: “Правление посредством добродетели подобно Полярной звезде,
которая покоится на своём месте, а все звёзды вращаются вокруг неё” " [Малявин,
1992, с. 229]. Таким образом, астрология стала естественным помощником в
установлении конфуцианских ритуалов и поддержании конфуцианской морали.
Завершая данную тему, приведём рассуждение христианского апологета и
выдающегося астролога Юлия Фирмика Матерна (4 в. н.э.) о том, как, по его
мнению, астрология соотносится с нормами нравственности:
“Астрология возвышает и очищает душу; кто отдаётся её изучению, тот должен себя
чувствовать чистым и святым, точно жрец, должен уподобляться божеству – только
тогда он удостоится быть вестником небесной правды. Он должен быть доступен и
общителен: нехорошо, если вопрошающий обращается с трепетом к тому, от кого он
ждёт совета. Он должен быть целомудренным, трезвым, воздержанным: низкие
страсти роняют славу божественной науки. Если у клиента на душе запрещённый
вопрос – его следует ласково вразумить, доказывая ему всю тщетность его желания,
но не бранить и, подавно, не доносить на него властям: не подобает жрецу
обагрять себя кровью человека. Астролог должен быть хорошим семьянином; его дом
должен быть центром для многочисленным хороших друзей, – вообще, он не должен
чуждаться жизни, но, принимая в ней живое участие, должен держаться спокойного
и бесстрастного образа действий, сторонясь от партийных распрей, сторонясь от
всякого общения с крамольниками, не оскверняя своей души любостяжанием. Пусть
его окружает слава мудрой простоты в общественной жизни, верности в союзах
дружбы, безупречной честности во всех деяниях и помыслах; пусть он никогда не
пятнает своей совести лжесвидетельством, никогда не извлекает прибыли из
несчастья другого человека. Пусть он заблудшим будет верным руководителем, тем
более, если эти заблудшие – его друзья: хорошо, если они ему будут обязаны
просветлением своего ума. Никогда не должен он участвовать в ночных
священнодействиях, ни с кем не должен иметь тайных совещаний: открыто, пред
глазами всех, должен он совершать своё божественное дело. Укажет ему генитура
какой-нибудь тайный порок его клиента, – он не должен о нём объявлять во
всеуслышание, а говорить в сдержанных выражениях, намёками: несправедливо
винить человека в том, что ему назначило враждебное течение звёзд. Зрелищ в
цирке он не должен посещать, чтобы не прослыть приверженцем той или другой
партии (Имеется в виду увлечение римлян конскими бегами и вызванное этим
партийное деление. – Д.К.): жрецу приличествует строгое беспристрастие и в этом,
и во всех других отношениях. Вот в каких принципах он должен воспитать свою
душу, прежде чем приняться за изучение книг о влиянии звёзд на судьбу людей: в
душе мутной, запятнанной гнусной страстью, слова высокой науки не оставят следа
– всегда остаётся неучем тот, кто её оскверняет нечестивой волей. Чистым,
целомудренным и непорочным да принимается астролог за святое дело, – тогда он
ещё большего достигнет вещею силой своего духа, чем самим учением” [цит. по:
Зелинский, 1994, с. 78–79].
ГЛАВА 5
Астрология и наука
5.1. Проблема научности астрологии
Приступая к рассмотрению вопроса о соотношении астрологии с наукой, прежде
всего подчеркнём необходимость отказа от стереотипа восприятия астрологии как
учения, связанного в основном с магией, алхимией и тому подобными дисциплинами,
поскольку реально в истории культуры астрология имела другие приоритеты и была
теснее связана с естественными науками (прежде всего - с математикой,
астрономией, медициной). Разумеется, в разные эпохи контакты астрологии с
конкретными науками меняли свою интенсивность и характер.
Как мы указывали в Главе 2, со времён античности и до эпохи Нового времени
астрология считалась научной дисциплиной, неразрывно связанной с астрономией.
Кроме того, обе эти науки были тесно переплетены с математикой. Астрономия
занималась наблюдением неба, математика - расчётами движения небесных тел и
вычислением данных для гороскопов, а астрология - интерпретацией полученных
данных. На протяжении почти двух тысячелетий термины "астроном", "астролог" и
"математик" воспринимались почти как синонимичные. В этом плане показательно,
что Клавдий Птолемей назвал свой главный астрономический трактат, где изложена
его система мира, "Математическим построением в 13 книгах" [Птолемей, 1998], а
не менее важный для астрологов труд Птолемея "Тетрабиблос" в оригинале
называется "Математический трактат в 4 книгах" [Птолемей, 1992]. Астрономия,
астрология и математика были окончательно разграничены лишь в 17 в., когда
астрология стала восприниматься как ненаучная система знаний или, по крайней
мере, как маргинальная область научного знания (не будем при этом забывать, что
в странах Востока астрология продолжала сохранять своё положение полноправной
научной дисциплины вплоть до 20 в.; более того, как показал крупный современный
синолог А. Кобзев, в китайской традиции на протяжении т
|
|