|
асс
или группу людей, которые в эпоху Позднего Средневековья занимались бы
астрологией активнее, чем монахи [Thorndike, 1934, Vol. III, p. 213].
С другой стороны, церковь как социальный институт имеет и механизмы,
отслеживающие соблюдение запрета на нежелательные занятия – к коим может
относиться и астрология. Наиболее очевидный пример подобного механизма –
инквизиция католической церкви. Однако в данном конкретном случае этот пример
не особенно удачен, поскольку занятия астрологией как таковой (если они не
переплетались с еретическими воззрениями, а также с некромантией, вызыванием
духов и прочими магическими практиками) никогда особенно не преследовались
инквизицией [Броль, 1999, с. 121].
Культовые действия. Использование астрологии в культовых действиях имеет
древнюю историю. Сохранились многочисленные свидетельства использования
астрологических расчётов для определения дат и обрядовой стороны религиозных
праздников [см. Календарные обычаи, 1989; Календарные обычаи, 1993], для
определения времени жертвоприношений, для выбора места культовых действий, для
ориентировки культовых сооружений по сторонам света [см. Подосинов, 1999] и
тому подобного. Особый интерес представляет такой феномен, как разработка
специальных культовых действий для предотвращения неблагоприятных событий,
предсказанных астрологически. До наших дней дошёл санскритский текст 6 в. до н.
э. “Адбхутабрахмана”, описывающий ведические ритуалы для предотвращения злых
эффектов неблагоприятных предзнаменований [Pingree, 1982]. Подобные ритуалы
были известны и в Древнем Двуречье (возможно, именно оттуда они были
заимствованы индийцами). В Китае также существовала разработанная система
действий, которые должны были предпринять придворные астрологи в случае
негативных предзнаменований. Иногда, для того, чтобы обрядами и молитвами
предотвратить предсказанное бедствие, к императорскому двору призывались и
буддийские монахи. Считалось, что они имеют необыкновенные духовные силы,
которых нет у мирян [Nakayama, 1969].
Специфические эмоциональные переживания (связанные с верованиями и культом
соответствующей религии) и духовные пракики. Использование астрологии как
катализатора религиозного чувства или ступени к его достижению характерно для
многих традиций (гностики, индусы, даосы). В частности, главная задача даосских
практик психотренинга и психической саморегуляции – выявить изначально
заложенное в человеке космическое начала и подчинить психофизиологические
процессы всеобщим космическим законам с тем, чтобы устранить все препятствия
для их естественного и полнокровного самопроявления и на макроскопическом
уровне, в результате чего человек становится равноправным членом космической
триады “Небо – Земля – Человек” [Абаев, 1989, с. 45]. Таким образом, для
даосизма характерно представление о подобии микро- и макрокосма. Человек
рассматривается как единое целое, не членимое на душу и тело. Духовное начало
трактуется лишь как “утончённое” состояние ци. Это начало гибнет со смертью
тела и растворяется в мировой ци, но дао-универсум вечен, следовательно, вечным
может быть и подобный ему человек. Предельным выражением всеобщей
закономерности функционирования Вселенной есть “великое Дао”, которое
отождествлялось даосами с “истинной сущностью” человека и в полном подчинении
которому они видели высшую цель культурного развития личности [там же, с. 45].
Обретение “великого единения” (датун) есть в то же время состояние полного
самоотречения, так как для того, чтобы обрести единство с космическим целым,
человек, по мнению даосов, должен избавиться от личных стремлений и, обнаружив
в глубинах своего существа самопроизвольное движение безличного Дао, полностью
подчиниться ему, следовать его объективным и универсальным закономерностям. И в
достижении этой цели астрология оказывает существенную помощь.
Нормы нравственности. В истории культуры известны случаи, когда занятия
астрологией с позиций религиозной морали осуждаются. К примеру, в Ветхом Завете
отношение к гадательным практикам (в том числе, видимо, и к астрологии) резко
отрицательное:
“Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да
будут преданы смерти; камнями должно побить их, кровь их на них” (Левит 20:
27);
“Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь,
прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник
и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это” (Втор.
18: 10–12). Здесь же поясняются идеологические причины подобного негативного
отношения: “Ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и
прорицателей; а тебе не то дал Господь, Бог твой. Пророка из среды тебя, из
братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, – Его слушайте”
(Втор. 18: 14–15).
Очевидно, что запрет на обращение к гадателям, первоначально имевший для иудеев
идеологический и законодательный характер, со временем стал запретом
религиозно-нравственным.
Во многих направлениях христианства также существует неприятие общих духовных и
нравственных установок человека, обращающегося к гадателям, чтобы облегчить
свою жизнь всё равно каким способом; христианское же сознание принимает всё,
что должно случиться, как ниспосланное от Бога, поскольку верует, что Бог благ.
Поэтому при таком понимании астрологии для неё в жизни христианина просто не
остается места, независимо от того, может она реально предсказывать события или
нет.
С другой стороны, занятие астрологией и учёт астрологических законо
|
|