|
схеме А, отметим, что сама эта схема как таковая
представляет деистический или атеистический взгляд на астрологию. Деисты
признают Бога Творцом мира (то есть их подход, казалось бы, описывается схемой
Н), но при этом они отвергают Его участие в жизни природы и общества.
Следовательно, Бог в схеме корреляции земных процессов с небесными вообще
отсутствует.
К примеру, Ибн Рушд развил учение о вечности материи и движения, отверг акт
единовременного божественного творения, принимая бытие бога лишь в качестве
первопричины сущего. Утверждая всеобщую причинную связь природных явлений,
аверроисты приходили к своеобразному астрологическому детерминизму, усматривая
в закономерном движении небесных светил проявление естественной необходимости,
которой подчинено всё происходящее на Земле, в том числе и круговорот
общественной жизни, смена государств и религий (“законов”).
Такой подход был характерен и для европейского свободомыслия 17–18 вв. К
примеру, известный итальянский астролог 17 в. Плачидо Тити (стоявший на
позициях геоцентрической системы мира) исходил из представления о Primum Mobile
– внешней кристаллической сфере, непосредственно созданной Богом, в которую тот
заложил образ и функцию Зодиака, а также планеты. Бог однажды запустил в
движение эту сферу по раз и навсегда определённым законам. В результате всё,
ими регулируемое на Земле, предопределено и жёстко детерминировано [Куталёв,
1997, с. 112].
Его современник английский астролог Джон Гэдбери, будучи убеждённым сторонником
необходимости реформы в понимании астрологии, придерживался естественнонаучной
точки зрения Ф. Бэкона и считал, что “влияния звёзд являются чисто природными”.
В противовес остальным астрологам он называл свои прогнозы “конъектурами”
(предположениями), а не “предсказаниями”. Гэдбери порицал многие устаревшие
элементы астрологии и превозносил ценность наблюдений и экспериментов [Curry,
1987].
Атеистический подход, разумеется, также отрицает влияние Бога или иных
сверхъестественных сил на ход земных событий. Однако атеисты могут признавать
наличие корреляции между астрономическими и земными событиями, следовательно,
неправильно было бы думать, что атеизм обязательно отвергает астрологию: он
отвергает лишь религиозно-мистические объяснения астрологических “влияний”.
Отбрасывая возможность сверхъестественных воздействий, деистический и
атеистический подходы к астрологии в наиболее строгой форме сосредотачивают
своё внимание на самом механизме корреляции. Поэтому представители данного
подхода ощутимо стимулировали развитие научных объяснений феномена
астрологических воздействий. Более детальному анализу взаимодействия астрологии
с наукой будет посвящена Глава 5.
4.2. Астрология и религиозная практика
Рассматривая вопрос о соотношении религии и астрологии с культурологических
позиций, необходимо сознавать, что хотя теологические концепции и составляют
важнейшую сторону любой религии, но только ими религия не ограничивается. Ведь
помимо веры в существование Бога или богов, то есть той или иной разновидности
сверхъестественного, религия как феномен культуры включает в себя и другие
компоненты, вырастающие из этой веры. Наиболее чёткая классификация данных
компонентов, как нам представляется, была проведена И. А. Крывелёвым в труде
“История религий” [Крывелёв, 1975]. В данной работе автор приводит следующие
элементы религии:
* церковь как общественный институт, объединяющий на специфически религиозной,
а нередко и на более широкой почве людей, считающих себя приверженцами данной
религии или выдающих себя за таковых;
* культ – совокупность религиозно-магических действий, выполняемых в
соответствии с каноническими установлениями данной религии под контролем и
руководством церкви;
* верования и представления, составляющие систему догматов или – в простейших
случаях – мифологию данной религии;
* специфические эмоциональные переживания, связанные с верованиями и культом
соответствующей религии (очевидно, с ними соотносится и такой элемент религии,
как духовные практики);
* нормы нравственности, получившие независимо от своего действительного
происхождения оправдание и освящение в системе догматов данной религии
[Крывелёв, 1975, с. 10].
Вопрос о соотношении астрологии с религиозными верованиями и представлениями
был нами рассмотрен выше, а теперь вкратце обсудим взаимодействие астрологии с
другими элементами религии. К сожалению, детальный обзор множества вариантов
взаимодействия, определяющихся спецификой конкретной религии, национальными
особенностями и тому подобным, здесь невозможен. Мы ограничимся лишь указаниями
на принципиальную возможность тех или иных контактов между религией и
астрологией, подкрепив их рядом примеров.
Церковь как общественный институт. Подобно многим иным социальным институтам,
церковь неоднократно использовала астрологию. Даже если говорить о христианской
религии, относящейся к астрологии более чем настороженно, то следует признать,
что довольно большое количество акций церкви было проведено с учётом
астрологических показателей. Обширное число подобных фактов приведено в
фундаментальном многотомном исследовании Л. Торндайка, крупнейшего знатока
истории оккультных наук в Европе [Thorndike, 1923; Thorndike, 1934; Thorndike,
1941; Thorndike, 1958].
Более того, занятия астрологией зачастую входили в обязанности служителей
культа. Занятия астрологией были прерогативой жречества во многих религиях
древности (у народов Месопотамии, у кельтов и галлов, у майя и ацтеков и др.).
В тибетском буддизме астрология является одной из четырёх специализаций монахов
в дацанах. В средневековой Европе монастыри являлись центрами образования, и
поэтому нас не должно удивлять, что астрологи того времени были активными
членами христианской церкви. Как отметил Л. Торндайк, трудно найти другой к
|
|