|
ество
проистекает из единицы. Вот почему неподвижное располагается лишь единственным
образом, тогда как подвижное имеет много различных расположений. Поэтому можно
гарантировать, что во всей природе любое движение проистекает из того, что
неподвижно. Следовательно, в той мере, в какой любое создание является
неподвижным, в тем большей мере оно является причиной того, что более подвижно.
Небесные тела являются (относительно) наименее подвижными из всех физических
тел, поскольку единственный тип движения, в котором они участвуют, это
локальное движение. Вот почему движения земных тел, разнообразных и
многоформных, могут быть сведены к движению небесных тел как к их первопричине”
[цит. по: Кассиди, 1992, с. 5]. Отвечая на вопрос, являются ли небесные тела
причиной человеческих дел, Фома Аквинский разграничивает тело, поведение
которого определено, и дух, который свободен; но он также добавляет:
“Необходимо знать, что воздействия небесных тел могут влиять на человеческий
интеллект и волю косвенно, нецеленаправленно, случайным образом. Это происходит
в той степени, в какой интеллект, а также и воля, находятся под влиянием
внешних сил, связанных с телом человека” [там же, с. 5]. Далее Фома делает
важное замечание: “Необходимо сказать, что человек в основном следует своим
влечениям, которые представляют собой движения его чувственных желаний и
находятся под влиянием небесных тел; есть, однако, небольшое число мудрых,
сопротивляющихся этим влечениям. Поэтому астрологи могут, по большей части,
делать истинные предсказания, особенно в отношении человечества в целом. Менее
ясно, как быть с индивидуальными предсказаниями, потому что ничто не мешает
конкретному человеку сопротивляться своим страстям с помощью собственной
свободной воли. Вот почему сами астрологи утверждают, что мудрый человек
властвует над звёздами лишь в той мере, в какой он контролирует свои влечения”
[там же, с. 5–6].
Мнение Фомы Аквинского (13 в.) во многом определяло отношение западного
христианства к астрологии на протяжении последующих столетий.
Схема J описывает и позицию другого знаменитого теолога Средневековья – Дунса
Скота. В. Соловьёв указывал: “Чем был Фома Аквинский для доминиканцев
(привилегированным учителем ордена), тем же сделался Дунс Скот для
францисканцев. Насколько допускали общие пределы схоластического миросозерцания,
Дунс Скот был эмпириком и индивидуалистом, твёрдым в религиозно-практических
принципах и скептиком относительно истин чисто умозрительных” [Христианство,
1993, т. 1, с. 492]. В трудах Дунса Скота присутствует концепция оккультной
силы, а астрология и алхимия фигурируют как науки, заслуживающие доверия. Это
отношение к астрологии и оккультизму проявилось в его работах “Opus Oxoniense”
и “Reportata Parisiensia” [Thorndike, 1934, Vol. III, p. 4–8]. На вопрос о
воздействии неба на низшие миры Дунс отвечает утвердительно в обеих работах:
планеты действуют и на смешанные тела, как пары в воздухе, и на совершенные и
неодушевленные тела, как металлы, “которые образуются в определённых районах
под действием созвездий, имеющих отношение именно к этому району, а не другому,
т.к. Земля не играет активной роли в этих различиях” [цит. по: Кассиди, 1992, с.
6]. Но это не всё. Планеты действуют и на живые существа, изменяя смешанные
тела до состояния, совместимого или несовместимого с душой, оживляющей данное
тело, и, таким образом, они могут действовать в направлении зарождения или
распада. Они могут даже путём обострения или притупления чувств влиять на
интеллект, как это видно по умалишённым и лунатикам, чьё сознание нарушено.
Звёзды также изменяют чувство аппетита и побуждают людей следовать ему вопреки
разуму, хотя воля не подавляется полностью и может сопротивляться звёздам. Но
если что-то не относится к свободной воле человеческой, ангельской или
божественной, то всё будет происходить по необходимости, и ничего – случайно.
Природный закон и свобода воли для Дунса – это единственные факторы,
определяющие действие [Кассиди, 1992, с. 7].
В. Соловьёв подчёркивал: “Между известными мыслителями, не только
средневековыми, но и всех времён, Дунс Скот – единственный, который вполне
решительно и отчетливо признавал свободу воли, с исключением всякого
детерминизма” [Христианство, 1993, т. 1, с. 494]. Согласно концепции Дунса,
воля есть причина, которая может сама себя определять. Но это не мешало Дунсу
Скоту положительно относиться к астрологии.
Очевидно, что концепция, описываемая схемой J, получив поддержку со стороны
крупнейших теологов и философское обоснование, стала широко распространённой в
христианском мире. Многие астрологи защищались от критики со стороны церкви,
повторяя аргументы Оригена, Фомы Аквинского и Дунса Скота. В наиболее ёмкой
форме эту концепцию сформулировал немецкий астролог 16 в. Генрих фон Ранцау:
“Звёзды управляют судьбой людей, но Бог управляет звёздами; звёзды уступают
Богу, а Бог – молитвам верующих” [Гурев, 1970, с. 93].
Теоретически возможны и другие варианты схем взаимовлияния данных трёх
космологических элементов (Бог, Небо, Земля), но они не связаны с
распространёнными теологическими концепциями (например, схемы, в которых Небо и
Земля влияют на Бога). А в отдельных случаях описание космологических концепций
требует введения в схему дополнительных элементов, например: “Бог – Небо – духи
– Земля”. Однако анализ всех возможных нюансов во взаимодействии элементов
подобных схем выходит за рамки настоящей работы, требуя отдельного рассмотрения.
Есть и такие случаи, когда ни одна из приведённых выше схем не соответствует
космологическим представлениям определённой религии. Речь идёт о
философско-религиозных подходах, которые полностью отрицают наличие корреляции
земных событий с небесными. Эти подходы вообще не описываются предложенными
схемами, а их отношение к астрологии, разумеется, однозначно негативное.
Наконец, возвращаясь к
|
|