Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Денис КУТАЛЁВ :: Д. Куталёв - АСТРОЛОГИЯ, КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-
 
ыслом Марса, за ней следуют строки Юпитера и Сатурна, и в конце стоит строка 
Луны с соответствующим текстом, обратным первой солнечной строке, чем 
зафиксировано, что Луна отражает солнечный свет [Штейнер, 1994, с. 162–167].
Мало известен тот факт, что в европейской литературе существовал особый 
литературный жанр астрологического восхваления новорожденных и их родителей – 
генетлиаконик. Такие стихотворные восхваления были насыщены астрологической 
символикой и обычно основывались на гороскопе новорожденного. Характерным 
примером генетлиаконика является сохранившееся стихотворение Симеона Полоцкого, 
посвящённое рождению будущего российского царя Петра I [Куталёв, 1997, с. 130].
Доказано, что многие произведения архитекторов древности (прежде всего, 
различные храмы и святилища) имели структуру, обусловленную астрологическими 
представлениями. Например, зиккураты Двуречья состояли из трёх (по числу трёх 
миров: небесного, земного и подземного) или семи (по числу планет) этажей, 
каждый из которых имел четырёхугольную форму, символизировавшую четыре стороны 
света и четыре времени года [Николов, Харалампиев, 1991, с. 97–98]. Египетские 
и американские пирамиды, романские и готические храмы и многие другие виды 
сооружений в самой своей структуре содержат указания на астрологические мотивы 
[см. Подосинов, 1999].
Особого обсуждения требует вопрос о взаимосвязи между астрологией и мифологией, 
которая, в свою очередь, лежит в основе многих художественных произведений. 
Ведь мифологемы богов, именами которых названы планеты, составляют базис 
астрологических значений этих небесных тел. С другой стороны, сами мифы 
(особенно астральные, космологические и календарные) содержат большое 
количество астрологических мотивов. К. Г. Юнг указывал, что в мифах и 
астрологических символах содержатся одни и те же всеобщие архетипы. Этот 
выдающийся психолог считал, что астрология необходима для правильной 
интерпретации мифов [см. Семира, Веташ, 1994]. Не углубляясь в данную проблему, 
отметим лишь, что знание астрологического “языка” необходимо для 
культурологической “расшифровки” значительного числа произведений искусства, 
основанных на мифологии различных народов. Иными словами, астрология выполняет 
своеобразную “языковую” функцию в разных видах искусства.
Знание астрологии открывает новые смысловые пласты ряда литературных 
произведений. Религиозные писания (в частности, тексты Авесты, Библии, Талмуда, 
Корана), творения Данте, Гриммельсгаузена, Шекспира, Кальдерона, Стендаля, В. 
Скотта и других писателей в художественной форме зачастую отображают 
астрологические концепции, господствовавшие в эпоху их написания. Как в 
литературе, так и в живописи, книжной миниатюре, музыке и скульптуре 
неоднократно создавались циклы, связанные со знаками Зодиака и астрологическим 
значением планет. 
Существует и обратное воздействие искусства на астрологию. Так, многие 
астрологические сочинения создавались в виде художественных произведений. К 
примеру, древнейший памятник римской астрологии – трактат Манилия “Астрономика” 
– написан в форме поэмы [Манилий, 1993]. Многие другие астрологические трактаты 
Древней Греции, Рима, эллинистического Египта и Индии также создавались в 
стихотворной форме. Наиболее знаменитое произведение, сочетающее в себе 
астрологическое содержание и художественную форму, – “Центурии” М. Нострадамуса.
 Они представляют собой катрены с предсказаниями, объединённые в десять 
центурий (то есть сотен). 
Уже высказанного достаточно, чтобы констатировать наличие сложных связей между 
искусством и астрологией, которые существенно обогатили культуру многих народов 
мира.
Ждёт исследований и такая интересная тема, как проникновение астрологической 
терминологии и астрологической символики в повседневный обиход. Среди 
астрологических выражений, которые вошли в повседневный язык: оппозиция, 
“аспект” данной проблемы, “родиться под счастливой звездой”, “планида”, “его 
звезда восходит”, английские слова и выражения “consider”, “ill starred” и так 
далее [Cramer, 1954]. Устаревшее название гриппа “инфлюэнца” указывает на то, 
что причины данной болезни возводились к влиянию планет [Звёздный путь, 1993, с.
 29]. К астрологическим представлениям восходят и характеристика ведущих 
деятелей культуры и спорта как “звёзд”, и названия дней недели во многих языках,
 и встречающиеся на флагах многих государств Солнце, Месяц и звёзды.
Среди прочих сфер культуры, с которыми астрология связана множеством нитей, 
следует выделить социально-политическую сферу. 
Несомненно, что астрология играет достаточно противоречивую роль в социальной 
жизни. Эта роль может существенно меняться в зависимости от реалий конкретной 
эпохи. В тех странах, где господствующая религия тесно связана с астрологией 
(например, в Древнем Иране, Индии, Китае, у индейцев Месоамерики), “наука о 
звёздах” играет роль поддержания традиционных устоев, освящая порядок земных 
событий его связью с Небесным порядком. В подобных обществах астрологами обычно 
являются специально обученные жрецы или государственные чиновники, стоящие на 
социальной лестнице достаточно высоко. В их ведении оказывается не только 
установление гражданского календаря, основные направления внешней и внутренней 
политики, но зачастую и регламентация жизни конкретных людей. Астрологи 
определяют обстоятельства вступления нового человека в социум, контролируют 
совершение религиозных обрядов, дают благословение на вступление в брак и так 
далее. Таким образом, в данных случаях астрология выполняет 
социально-организующую функцию в культуре.
В тех обществах, где астрология не связана с религиозными и государственными 
традициями, функции астрологов более разнообразны. К примеру, в Древнем Риме, 
Византии и в позднесредневековой Западной Европе, где астрология была очень 
популярна, но не связывалась с религией, социальные роли астролога и его 
клиентов могли быть очень разными. Астрологами м
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-