Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Денис КУТАЛЁВ :: Д. Куталёв - АСТРОЛОГИЯ, КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-
 
рология никак не противоречит еврейскому закону [Thorndike, 
1923, Vol. 2, p. 205–213].
Другой выдающийся еврейский философ, Леви бен Жерсон (Герсонид), живший в 14 в. 
во Франции, прославился и как астролог. Он был, пожалуй, единственным из всех 
иудейских философов, целиком принявшим перипатетическую систему. Герсонид 
считал, например, учение о первоматерии согласуемым с ветхозаветным учением о 
Творении. Идеи Аристотеля он проводил и в комментариях к Библии. Любопытно, что 
Леви, несмотря на его вероисповедание, находился в хороших отношениях с папским 
двором и даже делал астрологические предсказания для пап [Thorndike, 1934, Vol. 
III, p. 294–324].
Авторитетный христианский теолог Альберт Великий (не поддерживавший 
общепринятую в его время точку зрения, что звёзды – это живые существа) вслед 
за Аристотелем считал небеса и звёзды инструментами Перводвигателя, подобно 
тому как при создании произведений искусства рука является инструментом 
человеческого интеллекта. Небеса – посредники между первопричиной и материей. 
Всё на земле, считал Альберт Великий, порождено движением небесных тел. Влияние 
небес и звёзд делает возможным искусство авгурий и предсказания по снам, оно 
является причиной оккультной силы растений и камней [Thorndike, 1923, Vol. 2, p.
 517–592].
Крупнейший средневековый авторитет в области астрологии Михаэль Скот также 
соглашался с мнением, что звёзды – не первопричины земных событий, что они 
подчинены Господу и что всё в Божьей власти, но настаивал на том, что по 
звёздам можно многое узнать о будущем. Михаэль Скот предпочитал думать, что 
планеты управляются божественными силами – духовными и бестелесными (в то время 
как другие средневековые авторы полагали, что планетами движут ангелы или 
ветер) [Thorndike, 1923, Vol. 2, p. 307–337].
Пожалуй, в наиболее яркой форме и наиболее фундаментально космологическая 
система, описываемая схемой Н, представлена в трудах итальянского философа 
эпохи Возрождения Пьетро Помпонацци, знаменитого комментатора Аристотеля. 
Обусловленная движением небесных тел всеобщая закономерность в природе – 
важнейшая тема его трактата “О причинах естественных явлений, или О 
чародействе” (1520). Общему закону вечного движения, возникновения, изменения и 
гибели подчинено всё на Земле. Даже религии не могут избежать этого общего 
закона – вот почему на много веков вперёд появление основателей "новых законов" 
с уверенностью предсказывается пророками. И христианство, считает автор, уже 
прошло период своего подъёма и, повинуясь велению рока, приходит в упадок. 
Однако Помпонацци не атеист: бытие Бога он доказывает ссылкой на порядок и 
гармонию Вселенной. Бог – двигатель мира; движение небесных тел и царящий в них 
порядок доказывают существование Бога как силы упорядочивающей и провидящей 
[Помпонацци, 1990, с. 19]. 
Помпонацци пишет: “Мы полагаем, что хотя Бог, таким образом, по Аристотелю, 
есть причина всего, однако в этом подлунном мире все происходит только 
посредством небесных тел в качестве орудий, которые сами по себе необходимы для 
существования и сохранения вещей подлунного мира. Это положение является 
очевидным по многим основаниям, поскольку Аристотель полагал, что этот порядок 
существует по сущности и сам по себе и что от совершенно нематериального 
действующего начала не может произойти в этом низшем мире никакого действия 
иначе, чем посредством тел, занимающих срединное положение между вечными 
субстанциями и возникающими и тленными телами, что видно из VIII книги “Физики”,
 II книги “О возникновении” и в бесконечном числе других мест. Не менее верно 
это явствует и из того, что мы читаем в историях, без знания которых нельзя 
достичь совершенства в натуральной философии” [Помпонацци, 1990, с. 184]. И 
затем Помпонацци ещё раз подчёркивает: “Высшие силы воздействуют на этот низший 
мир единственно посредством небесных тел” [там же, с. 185].
Схема J.

Схема J во многом синтезирует подходы, представленные предыдущими схемами. Она 
допускает и прямое воздействие Бога на Землю (как в схемах С, D, E, F (2), G), 
и прямое воздействие Неба на Землю (как в схемах А, C, F, G, H), и влияние Бога 
на Небо (как в схемах D и Н).
Такого подхода придерживался, в частности, Ориген. По его мысли, судьба не 
всесильна, ибо над нею стоит Бог. Созвездия – Его инструмент, и по Его воле они 
указывают на возможное течение судьбы (таким образом, Бог влияет на Небо). 
Любовь Божия торжествует над властью звёзд и над властью судьбы. Влиянию звёзд 
подлежит только тело, но не свободная воля человека. Человек несёт за свои дела 
полную нравственную ответственность. У него есть возможность избежать беды 
через жертву, раскаяние и наказание. Те, кому звёзды сулят испытание, могут, 
обратившись к Богу, через добро и служение ближним отвратиться от этого зла 
(таким образом, возможен контакт человека с Богом, минуя звёзды). Звёзды 
указывают на возможность событий, но не на их действительную реализацию, 
которая – в руках свободной воли. Звёзды направляют к тем или иным 
обстоятельствам, формируя в человеке определённые наклонности и тенденции, 
ведущие к событиям (таким образом, Небо влияет на человека). Но астрологический 
прогноз – не абсолютная достоверность, а существующая возможность [Куталёв, 
1997, с. 103–104]. 
Следование схеме J мы находим и у авторитетнейшего средневекового теолога Фомы 
Аквинского. В "Prima Pars" (вопрос 115, статьи 3–4) Фома указывает на 
возможность совмещать занятия астрологией с христианской верой. Познание 
будущего на основании прошлого и настоящего он считал вполне разумным занятием. 
На вопрос: “Действительно ли небесные тела являются причиной всех тех изменений,
 которые происходят с земными телами?” – Аквинат отвечает: “Любое мно
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-