Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Денис КУТАЛЁВ :: Д. Куталёв - АСТРОЛОГИЯ, КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-
 
родолжая придерживаться схемы G, 
были не столь категоричны в отрицании астрологии. Ведущие схоласты XII в. 
(такие, как Пьер Абеляр и Аделярд из Бата) выработали понимание астрологии, 
которое затем в течение многих столетий было доминирующим среди католических 
теологов. Основными постулатами здесь было признание воздействия небесных тел 
на материальный мир и на животную душу, однако высшее, духовное начало в 
человеке считалось не подверженным астрологическим влияниям. Если же астрологи 
абсолютно точно предсказывают будущее в конкретных деталях, казалось бы 
опровергая важнейший для христиан постулат о свободе воли, то это может 
происходить не иначе как при пособничестве сил дьявола. В этом плане интересно, 
что средневековые авторы (к примеру, Михаэль Скот) выделяли методы дивинации, 
которые несовместимы с христианской верой, но, тем не менее, дают правдивые 
результаты (среди них – авгурия по пению птиц, интерпретация снов и тому 
подобное) [см. Thorndike, 1923, Vol. 2, p. 307–337].
Иное понимание космологической схемы G демонстрирует религиозное учение 
манихеев. Дуалистическое разделение мира на Свет (духовное) и Тьму 
(материальное) привело к тому, что подобие человека как микрокосма Вселенной 
как макрокосму в манихействе интерпретируется как возможность каждого 
отдельного человека победить силы тьмы в мире: освобождение элементов Света на 
человеческом уровне приводит к победе Света и в космическом плане [Мифы, 1991, 
т.2, с. 103–105]. Таким образом, влияние Неба, понимаемое в материальном плане, 
воспринимается как антитеза Божественному влиянию. Строго говоря, в случае с 
манихейством мы имеем частичное перекрытие областей понятий “Небо” и “Бог” – 
ведь помимо материальной составляющей Небо имеет и духовную компоненту, 
выраженную в частицах Света. И хотя звёзды представляют собой архонтов Мрака, 
планеты – вождей этих архонтов, зодиакальные знаки – 12 “слуг” Материи, а 10 
небесных твердей созданы из шкур демонов, Небо несёт и благо: ведь даже 
архонты-звёзды светятся “светом связанного в них благого начала” [Смагина, 1995,
 с. 91]. А самыми очевидными свидетельствами наличия Света на Небе являются 
Солнце и Луна. Как считается в манихействе, эти светила призваны служить 
обителями божеств и местами очищения людских душ [там же, с. 92]. Поэтому в 
данном случае соотнесение религиозных представлений со схемой G можно считать 
лишь отчасти правомерным.
Схема H.

Концепция, представленная на схеме Н, характерна для представителей 
аристотелизма (и языческих, и христианских, и исламских). При этом подобная 
космологическая иерархия нередко “уточняется” введением дополнительных 
промежуточных ступеней.
У Аристотеля Бог отождествляется с Перводвигателем, запредельным Космосу, 
существующим не во времени, а в вечности, и в акте непрерывного и моментального 
творения осуществляющим все космические потенции. Бог является источником 
движения небесных тел, через каковое оказывает влияние на подлунный мир.
Сходные воззрения мы находим у другого ученика Платона – Ксенократа из 
Халкедона. Он во главе всего помещает монаду, которую отождествляет с 
интеллектом и называет отцом и Зевсом. Ей подчинена диада, отождествляемая, 
по-видимому, с материей, пространством, и называемая “матерью богов”, к которым 
относятся, в частности, планеты. В подлунной сфере Ксенократ помещает разряды 
демонов, которые суть человеческие души, не прошедшие полностью пути очищения и 
поэтому не могущие вернуться в своё солнечное отечество. Ксенократ выделяет три 
формы бытия: чувственное, умопостигаемое и смешанное из того и другого – 
представляемое; к чувственному относится всё, находящееся внутри космоса-неба, 
за его пределами – умопостигаемое (идеи-числа), к представляемому относится 
само небо, которое и зримо, и доступно научному изучению посредством астрономии 
[ФЭС, 1983, с. 291]. 
Иудейско-эллинистический философ Филон Александрийский, пытаясь примирить 
ветхозаветное учение о Творении с верой в мировую душу и монотеизм с 
астрологией, также пришёл к принятию схемы Н. Филон учил о Логосе как самом 
высоком и совершенном творении Бога, благодаря которому Бог творит сначала 
существа, более близкие к себе – ангелов, а потом мир вещей и человека. Филон 
указывал, что звёзды – не первопричина вещей и событий, они были созданы лишь 
на четвёртый день, и им нельзя поклоняться. Однако при этом Филон считал, что 
звёзды – это разумные существа, полностью добродетельные и неспособные ко злу; 
тогда как люди способны и к добру, и ко злу, а звери неспособны ни к тому, ни к 
другому (“De mundi opificio”, гл. 18, 24). Филон Александрийский признавал 
возможность астрологических предсказаний и концепцию природной симпатии между 
различными частями Вселенной (в этом смысле он считал, что все вещи на земле 
зависят от звёзд) [Thorndike, 1923, Vol. 1, p. 353–355].
Космологические представления, представленные схемой Н, были общепринятыми в 
эллинистической и средневековой астрологии (византийской, исламской, 
европейской). Во многом это было обусловлено авторитетом Клавдия Птолемея, 
который в своём знаменитом астрологическом трактате “Тетрабилос” 
последовательно проводил принципы натурфилософии Аристотеля [Птолемей, 1992].
В этом плане характерна позиция Маймонида – крупнейшего иудейского мыслителя. В 
1194 г. он написал обширное письмо, касающееся вопросов астрологии, в ответ на 
вопросы от еврейской общины Марселя. В начале этого письма Маймонид утверждает, 
что он читает каждую книгу по астрологии, которую только встречает на арабском 
языке. Далее он пишет: все философы пришли к выводу (и еврейские мудрецы 
прошлого соглашались с ними), что всё существующее на земле было воплощено 
Богом при помощи силы, исходящей от небесных сфер и звёзд. И поэтому Маймонид 
считает, что ас
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-