|
богами (схема С). Однако исследования последнего времени [см.
Lewis, 1994; Ness, 1990] заставляют отказаться от подобной точки зрения,
продемонстрировав, что древние жители Месопотамии не отождествляли напрямую
небесные светила с богами, а скорее считали, что боги проявляют свою волю через
звёзды. Месопотамская астрологическая система рассматривала знаки на небе как
ключи к разгадке замыслов богов, при этом сбор и интерпретация божественных
небесных знамений были обязанностью особой касты жрецов-“бару” [Baigent et al.,
1984; Ness, 1990].
Сходные идеи мы находим и у философов античности. В частности, Сенека,
безусловно веривший в астрологию и предсказание будущего, считал, что все
необычные небесные явления являются предзнаменованиями. В “Исследованиях о
природе” он высказывает мнение, что звёзды имеют божественную природу
(“Исследования...”, VII, 30) и что они должны рассматриваться как предвестники
событий (II, 10; VII, 28). В отличие от большинства астрологов, Сенека считал,
что не только планеты, но и все звёзды имеют астрологическое значение (II, 32).
Он также обсуждал теорию соединений всех планет и связанных с этим мировых
катаклизмов (III, 29). Мировой пожар, о котором учили стоики, – это, по Сенеке,
возмездие на накопившееся в мире зло. Таким образом, небесные явления
воспринимались им как знаки для людей, начертанные на небесах богами; при этом
о физическом воздействии светил на Землю у Сенеки речь не идёт [Thorndike, 1923,
Vol. 1, p. 103].
Схема Е.
Согласно варианту, представленному на схеме Е, Небо оказывает влияние на богов
(духов), а они влияют на Землю. В религиозных концепциях этого типа
постулируется наличие Космического закона (который олицетворяется вечным и
неизменным движением небесных тел), единого для всех – и людей, и богов. И если
боги оказывают влияние на судьбы людей, то только согласно этому Закону. С
другой стороны, без посредства богов (духов) ощутить влияние Неба человек
обычно не в состоянии. В Главе 2 мы отмечали, что представления о едином законе,
организующем структуру времени и пространства во всём мире и властвующем даже
над богами, являются характерными и типичными для периода становления развитых
астрологических систем (виталистического периода, по определению
Бертело–Радьяра). Однако в известных религиозно-философских системах сложно
найти точное воплощение схемы Е, поскольку представления о власти Неба над
богами обычно приводят к тому, что принцип Космического закона начинает
мыслиться максимально абстрактно и потому “разотождествляется” с небесным
сводом. В итоге, Небесный закон ставится как над людьми и богами, так и над
астрономическим небом. С другой стороны, во многих религиозных концепциях,
принимающих тезис о воздействии Неба на богов, а богов – на Землю, допускается
и непосредственное влияние Неба на земные события (см. схему F (2)).
Пожалуй, наиболее чёткое соответствие схеме Е можно найти в мифологии народов
Дальнего Востока. Так, в китайской народной мифологии закон Неба непререкаем и
для людей, и для многочисленных богов. Астрологические циклы, выражающие
Небесный закон, влияют на всех, и при этом выделяются отдельные божества,
которые проводят определённые астрологические качества на Землю. Скажем,
выделяются боги – носители качеств пяти стихий, пяти планет, Солнца и Луны,
конкретных звёзд и созвездий и даже определённых дней лунного месяца [см. Мифы,
1991].
Определённое сходство со схемой Е можно усмотреть в космологии Демокрита, где
космические вихри порождают всё сущее, в том числе богов, которые способны
благотворно или зловредно воздействовать на человека, а также подавать людям те
или иные знаки. Однако это сходство лишь поверхностное, поскольку космические
вихри стоят над богами лишь в космогоническом плане, а воздействие космоса на
Землю, минуя богов, не отрицается (насколько можно судить по дошедшим до нас
фрагментам учения Демокрита).
Некоторое сходство с данной схемой ощутимо в неоплатонической космологии.
Однако, строго говоря, у неоплатоников мы скорее видим оригинальное развитие
схемы С, а именно, членение элемента схемы “Бог=Небо” на иерархически
выстроенные составляющие. У самого Платона мы находим обсуждение различных схем.
В диалоге “Тимей” он рассматривает космос как живое существо, обладающее душой
и способностью понимать. В “Законах” Платон развивает эту концепцию. Согласно
теории Платона, нравственно совершенная душа или, возможно, несколько таких душ
управляют вращением неба. Платон оставляет здесь открытыми две возможности:
традиционный взгляд, согласно которому Солнце, Луна и другие небесные тела есть
боги (схема С или, возможно, Е), и другой, заключающийся в том, что единый
космический бог управляет всеми небесными светилами (сам Платон склонялся ко
второй точке зрения – см. схему Н).
Следующий формально допустимый вариант взаимодействия трёх элементов
представлен на схеме F (1). Однако трудно представить такую
религиозно-философскую концепцию, чтобы в ней признавалось наличие Бога или
богов, на которых распространяется воздействие неба, но ни один из которых при
этом не может оказывать даже малейшего воздействия на Землю и людей. Более
реально говорить о концепциях, согласно которым боги всё-таки могут оказывать
влияние на Землю, пусть их воздействие и будет вторичным (схема F (2)).
Схема F (1).
Схема F (2).
Эта схема имеет много общего со схемой Е, с той разницей, что здесь допускается
прямое воздействие Неба на Землю, без посредства богов. Подобный подход
характерен, в частности, для конфуцианства. Основатель ортодоксального
конфуцианства Дун Чжуншу выдвинул тезис: “Великий исток Д
|
|