Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Денис КУТАЛЁВ :: Д. Куталёв - АСТРОЛОГИЯ, КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-
 
ывно связан с природой – настолько, что оставался постоянно 
погружённым в её явления, находился в процессе психологического отождествления 
с предметами окружающего мира. Поэтому примитивным религиям с их анимизмом, 
фетишизмом, тотемизмом и магией астрологические представления были естественно 
присущи.
С другой стороны, пантеистическая натурфилософия более поздних эпох тоже 
нередко приходила к объяснению астрологических “воздействий” как частного 
случая проявления единого Божественного принципа, объединяющего Небо и Землю. 
Так, выдающийся мыслитель 16 в. Джордано Бруно считал целью философии познание 
“бога в вещах”, то есть совокупности всего сущего в единстве всепорождающей 
природы, обеспечиваемом безличным божественным Абсолютом. Отказавшись от 
геоцентризма, Бруно высказывал идеи о бесконечности природы и о бесконечном 
множестве, одушевлённости и населённости миров во Вселенной. Представление о 
единой бесконечной субстанции, из которой возникает множество вещей, 
связывалось у Бруно с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей 
[Куталёв, 1997, с. 31].
Отметим также возможность полного совпадения, тождественности понятий “Бог 
(боги, духи)” и “Небо”:
Схема С.

Данный вариант (схема С) является результатом развития примитивных религий 
(схема В). Этот следующий исторический этап соответствует так называемой 
астролатрии, или астральной религии. 
Отделяя в своём сознании изменчивый и подвластный человеческому влиянию земной 
мир от мира небесного, со своими строгими закономерностями, неподвластными 
воздействию земных существ, человек естественным образом соотнёс с Божественным 
принципом Небо (связь Неба с Божественным началом является общим мотивом почти 
для всех известных религий). На ранних этапах развития астральной религии 
божествами считались сами светила (это и описывается схемой С), в более 
развитых религиозных системах отдельные светила считались или одним из 
воплощений бога, или подчинёнными богу (что описывается схемами D, H, J). 
Отметим, что астральные культы – неизбежная составляющая развития практически 
любой цивилизации, но не везде на базе астролатрии формировались развитые 
астрологические системы. Ведь помимо веры во влияние светил на земные дела, для 
появления астрологических систем необходим ещё и довольно высокий уровень 
наблюдательной астрономии, поэтому астрология встречается обычно у народов, 
создавших высокую цивилизацию.
В качестве классического примера астролатрии нередко указывается сабеизм. Это 
древняя (доисламская) религия, существовавшая в Месопотамии, Аравии, Сирии и 
Малой Азии и отличавшаяся культом небесных светил, который восходил к 
древневавилонским представлениям. В религии сабиев астрология играла большую 
роль [см. Thorndike, 1923, Vol. 1, p. 641–671]. Однако не все исследователи 
согласны с тем, что сабии отрицали существование единого бога и поклонялись 
непосредственно планетам. К примеру, Е. Блаватская [Блаватская, 1994, с. 415] 
отмечает, что сабии, веря в единый, безличный, универсальный Божественный 
Принцип, никогда не упоминали Его, но поклонялись солнечным, лунным и 
планетарным богам и владыкам, рассматривая звёзды и другие небесные тела в 
качестве соответствующих символов (что, опять же, отсылает нас к схемам D, H и 
J). 
Возможна и другая интерпретация схемы С. Если Бог в этой схеме замещает Космос, 
а выражением земного считается человеческая душа (то есть, остаётся диада 
“Высшее начало – человек”), то мы получим позицию, близкую к монадологии 
Лейбница, субъективному идеализму Беркли, Канта, эмпириокритицизму и тому 
подобным философским учениям. То, что мы воспринимаем как Космос, оказывается 
при этом лишь субъективными ощущениями, данными нам Богом. Однако астрология с 
этих позиций вполне может считаться “работающей” – не менее любой другой 
системы человеческих знаний о мире. К примеру, известно, что Лейбниц сам хорошо 
знал астрологию и работал, среди прочего, астрологом при дворе ганноверских 
герцогов [Звёздный путь, 1993, с. 31; Куталёв, 1997, с. 84].
Схема D.

Согласно схеме D, Бог влияет на Небо – с одной стороны, и на Землю – с другой, 
а прямое воздействие небесных событий на земные обычно отрицается. Пример – 
месопотамская астрология предзнаменований. Шумеры и аккадцы считали, что боги 
вызывают небесные события, чтобы предупредить о чём-то людей, сообщить им свою 
волю (то есть, астрология выполняла функцию языка общения богов с людьми). 
Скажем, через некоторое время после того, как боги сотворили на небе лунное 
затмение, боги же насылают на людей мор. Таким образом, корреляция между 
затмением и мором состоит в том, что причиной обоих этих явлений являются боги. 
В принципе, взаимодействие между элементами “Бог” и “Земля” не ограничивается 
односторонним влиянием богов на Землю, поскольку возможно и обратное влияние. 
Ведь люди могут внять предупреждению богов, произвести какие-то действия – 
например, жертвоприношения, задабривающие богов, – и тогда избегнут мора. Но в 
любом случае, определяющим по смыслу является влияние богов, а не обратное 
влияние.
Важно отметить, что исследователи 19 – середины 20 вв. имели склонность 
оценивать жителей Двуречья как звездопоклонников, которые действительно считали 
звёзды и планеты
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-