|
ля разоблачения вульгаризированных интерпретаций астрологии,
существующих в массовой культуре.
Материалы и выводы исследования могут быть использованы в научной и учебной
работе, в частности, в преподавании истории и теории культуры, истории науки,
религиоведения и философии.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории культуры
Московского государственного университета культуры и искусств. Её отдельным
положениям были посвящены выступления диссертанта на конференциях: на
международной конференции Евро-Азиатского Филиала Национального Совета
Геокосмических Исследований (Москва, 1997), научно-практической конференции
молодых учёных "Духовные ценности и молодое поколение" (Москва, 1998),
научно-практической конференции молодых учёных "Современная культура:
теоретико-методологический и практический аспекты" (Москва, 2000; диплом за
лучший научный доклад по итогам конференции). На базе положений диссертации
автором в 1999 г. разработан спецкурс "Астрология и история представлений о
мире" (для студентов по специальности "Культурология").
Основные положения диссертации отражены в публикациях автора.
Структура работы. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка
литературы и двух приложений (Краткого словаря терминов и Хронологической
таблицы).
ГЛАВА 1
Астрология как объект культурологического исследования
1.1. Введение в проблематику
У современных учёных может вызвать удивление обращение к астрологии как теме
диссертационного исследования, поскольку это учение в сознании многих людей
связывается с суевериями, давно пережившими свой век и не имеющими будущего в
эпоху торжества научного знания. Ведь астрология, как утверждал известный
историк астрологии конца 19 в. О.Буше-Леклерк, – “это вера, которая говорит на
языке науки, и это наука, которая не в состоянии ничем, кроме веры, подтвердить
свои принципы” [цит.по: Гоклен, 1998, с. 26]. Однако нам представляется, что
астрология не просто достойна культурологического анализа, но является
важнейшим объектом исследования для культуролога: во-первых, как явление,
которое имело и продолжает иметь место в культуре, а во-вторых, как явно
неслучайный феномен (что подтверждается широчайшим распространением
астрологических представлений и многовековой длительностью бытования
астрологии). Кроме того, астрология важна и интересна для культурологов не
только сама по себе, но и в силу того, что она находится в теснейшей связи со
многими другими явлениями духовной культуры. Поэтому изучение астрологии
позволяет пролить свет на целый ряд важных вопросов, связанных с искусством,
литературой, политикой, мифологией, религией, философией, наукой и так далее.
Вместе с тем, исследование этих связей помогает нам глубже понять саму
астрологию, её фундаментальные принципы и специфику их проявлений в культуре.
Поскольку высказанный выше тезис может вызвать сомнения и возражения, в
подтверждение мы приведём ряд фактов, его обосновывающих, и укажем на ряд
проблем, которые встают перед историей и теорией культуры в связи с изучением
феномена астрологии.
Прежде всего, коснёмся вопроса о взаимоотношениях астрологии и искусства. Одна
только тема астрологических мотивов в различных видах художественного
творчества уже достойна отдельного исследования. Обозначим лишь основные точки
соприкосновения искусства и астрологии.
Во-первых, во многих случаях сама форма художественного произведения бывает
“астрологичной”. В первую очередь, это относится к музыкальным произведениям.
Как известно, основы теории музыки, заложенные в античности
учёными-пифагорейцами, были тесно связаны с астрологическими представлениями о
“гармонии сфер”: считалось, что каждая из семи планет (включая Солнце и Луну)
при своём движении издаёт звук определённой высоты, а благодаря одновременному
движению всех светил возникает гармоническое звучание, то есть звукоряд в одну
октаву. “Гармония сфер” влияет не только на ступени звукоряда, но и на систему
нотации, тональности, вокальные формы. Под астрологическую концепцию “гармонии
сфер” уже в античности был подведён фундамент физико-акустических теорий [см.
Жмудь, 1994]. Интересно, что подобная система была независимо создана и в
Древнем Китае – с той лишь разницей, что в Китае использовалась пентатоника.
Пять нот китайской гаммы соответствовали пяти стихиям и пяти планетам. Таким
образом, теория музыки с древности была неразрывно связана с астрологическими
теориями.
С астрологией бывают связаны и другие виды искусства. Как показал А.Кобзев, в
Китае даже структура литературных произведений и их размещение на бумаге
подчинялись астролого-нумерологическим закономерностям [Кобзев, 1993]. Японский
трактат “Ивами дзёсики” (857 г.) сходным образом трактует структуру
стихотворений танка, закрепляя за каждой из пяти строк танка соотнесение с
определённой астрологической стихией, временем года, стороной света и планетой
[Ермакова, 1995, с. 281–282].
Интересный пример “астрологической формы” литературного произведения мы находим
в творчестве известного немецкого мыслителя Рудольфа Штейнера. Тема “мирового
гороскопа” и одновременно – космических вибраций, проявляющихся в словах
человеческого языка, была мастерски воплощена Штейнером в форме 12-строфного
стихотворения “Zw?lf Stimmungen” (“12 настроений”, или “12 звучаний”): 12 строф
соотносятся с зодиакальными знаками, а в каждой строфе по 7 строк, посвящённых
7 видимым планетам: 1-я строка – солнечная, 2-я и 3-я посвящены внутренним
планетам, Венере и Меркурию, средняя строка по смыслу связана с астрологическим
с
|
|