|
деления во многих других городах и
странах (в Бразилии, Канаде, Великобритании, ЮАР, Испании, США). API издаёт
широко известный журнал “Astrolog” и серию книг “Астрологическая психология”.
При институте создана “API International”, профессиональная ассоциация для
поддержки и защиты астропсихологов.
Среди других организаций, работающих в этом русле, следует выделить Центр
Психологической Астрологии, созданный в 1983 г. в Лондоне Говардом Саспортасом
и Лиз Грин, а также Ассоциацию Астрологической Психологии (основана Гленом
Перри в США в 1987 г.) – профессиональную организацию психологов, которые
заинтересованы в использовании астрологии как диагностического инструмента в
психотерапевтической работе с клиентами.
Таким образом, психология стала первой научной дисциплиной, которая в 20 в.
пошла на широкое сотрудничество с астрологией. Незадолго до смерти Карл Густав
Юнг с удовлетворением писал: “Обыватели от культуры недавно ещё верили, что
астрология – это нечто, над чем можно безнаказанно смеяться. Но сегодня,
вернувшись из недр народа, она стучится в двери университетов, откуда её
вышвырнули три века назад” [цит. по: Гоклен, 1998, с. 27].
Астрология и квантовая физика. Кризис ньютоновской механистической парадигмы
вновь дал астрологии шанс обойти неприятный для неё вопрос о физических
основаниях влияний небесных тел. Виктор Н. Мэнсфилд, профессор физики и
астрономии Колгейтского университета (Гамильтон, Нью-Йорк, США), отмечает:
действительно, с позиций традиционной картезианско-ньютоновской физики разумных
объяснений астрологическим воздействиям нет и, видимо, не будет найдено. Ведь
механизм этих воздействий невозможно уложить в рамки гравитационных или
электромагнитных влияний. Но это не означает, что естественнонаучное
обоснование астрологии невозможно в принципе. Мэнсфилд считает, что очень
большие надежды для объяснения астрологических воздействий следует возлагать на
достижения квантовой физики. Тремя ключевыми моментами здесь является то, что:
1. Квантовая механика радикально акаузальна. Несмотря на её беспрецедентную
точность и обширную применимость, конкретные события в ней не имеют чётких
причин. Это даёт астрологии важную идею о том, что законы природы не требуют
причинно-следственной связи.
2. Объекты в квантовой механике не всегда могут быть локализованы в конечных
областях пространства и времени. Некоторые скоррелированые системы частиц,
которые тщательно изучаются в так называемых экспериментах по проверке
неравенства Белла, кажется, мгновенно связываются между частями системы.
Другими словами, что случается в одном конце лаборатории, мгновенно вызывает
эффект в другом конце и наоборот. Что удивительно, корреляция не уменьшается с
увеличением расстояния, и это не причинно-следственная связь. При этом нет
никакой передачи энергии или информационного обмена между частями.
Нелокальность требует признания того факта, что отношения между частями более
фундаментальны, более реальны, чем изолированная индивидуальность частей. С
точки зрения астрологии, мы можем говорить, что наши отношения к космосу более
фундаментальны, более реальны, чем наше изолированное существование.
3. Квантовые объекты не имеют чётких свойств, независимых от наблюдения. Это
означает не просто, что наше наблюдение этих микроскопических систем нарушает
их, но что им внутренне присуща неопределённость до наблюдения. Другими словами,
мы должны участвовать в определении характеристик мира через наше наблюдение.
Астрологически мы могли бы говорить, что влияние движения планет – не полностью
определенная сущность, но скорее потенциальная возможность для опыта, которая
становится реальностью благодаря нашему участию [Mansfield, 1997].
Последний момент, отмеченный В. Мэнсфилдом, возвращает нас к главному для
астрологии вопросу о корреляции действий человека с явлениями окружающего мира,
с Космосом в целом. В науке 20 в. этот вопрос вновь встал на повестку дня, и
даже обогатился принципиально новой трактовкой данной корреляции, получившей
название антропного принципа. Как отмечает А. Н. Павленко, антропный
космологический принцип содержит “признание некоторой корреляции между
существованием наблюдателя, в роли которого в конечном счёте выступает человек,
и существованием наблюдаемой Вселенной с характерными параметрами” [Истоки,
1997, с. 179]. И далее: “Именно существование этой корреляции позволяет
говорить сегодня о совершенно особом подходе человека к объяснению Вселенной и
своего места в ней. Особенность подхода, его новизна состоит в том, что в
современных научных исследованиях может учитываться сам факт наличия
корреляции” [там же, с. 179].
Итак, если на предыдущем этапе учёные сделали вывод, что "и человек, и природа
автономны в отношении друг к другу и к Богу" [Истоки, 1997, с. 209], то теперь,
“встретившись в ХХ в. с необходимостью восстановить цельность мира, хотя бы в
её физическом выражении, европейская наука вынуждена сделать допущение, прямо
противоречащее убеждениям учёных Возрождения, а именно связать процессы в
универсуме-природе с фактом существования наблюдателя-человека. Наука ХХ в.
вынуждена была для объяснения фундаментальных свойств мира выдвинуть антропный
принцип” [Истоки, 1997, с. 209–210]. Вновь возникла необходимость соотнести,
соразмерить свойства человека и Космоса. А. Д. Линде в книге “Физика
элементарных частиц и инфляционная космология” был предложен интереснейший и
глубокий подход в объяснении антропного космологического принципа. Линде пишет:
“На первый взгляд может показаться, что такая постановка задачи в принципе
порочна, так как человек, появившийся через 1010 лет после того, как основные
черты нашего мира уже сформировались, никак не мог повлиять ни на структуру
Вселенной, ни на свойства элементарных частиц в ней. В действительности, однако,
речь может идти не о причинном воздействии, а лишь о корреляции свойств
наблюдателя и свойст
|
|