Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Денис КУТАЛЁВ :: Д. Куталёв - АСТРОЛОГИЯ, КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-
 
яцию 
этих данных с положением планет. Пожалуй, это была наиболее решительная попытка 
за всю эпоху Нового времени проверить воздействие планет на погоду и 
одновременно очистить и реформировать астрологию через анализ космических и 
метеорологических корреляций [Curry, 1987]. Однако подход Гоуда не был 
поддержан европейскими учёными 18–19 вв. Они считали, что астрологию нет смысла 
исследовать с помощью статистики, поскольку это ложное учение не имеет и не 
может иметь никакого научного обоснования. Но в начале 20 в. идея применить 
статистику для исследования астрологии возродилась. Французский астролог Поль 
Шуаснар (1867–1930) провёл первые астрологические исследования с привлечением 
статистических методов (хотя с точки зрения современной статистики его работа 
содержала ряд неточностей). По стопам Шуаснара пошли и профессиональные 
статистики. Крупнейшей фигурой среди них был уже упомянутый швейцарец Карл 
Эрнст Крафт (1900–1945), который разрабатывал статистические методы для 
научного обоснования астрологических прогнозов, повторил исследования Шуаснара 
и провёл целый ряд собственных [Krafft, 1939]. 
Новые, обширнейшие просторы для проведения статистических исследований в 
последние десятилетия дала компьютеризация астрологии. В разных странах мира 
были разработаны компьютерные программы, позволяющие вести обработку огромных 
массивов данных. Созданы и многочисленные банки данных, необходимых для 
исследований, информация в которых постоянно пополняется. Обычно они содержат 
сведения о времени, дате и месте рождения людей (для исследований в натальной 
астрологии) или сведения о различных мировых событиях (для мунданных целей). 
Наиболее известным из таких банков данных является RID (Rodden-ISAR Databank), 
который основала американка Лоиз Мэи Родден.
Астрология и психология. Большое значение для изменения отношения к астрологии 
в научных кругах имело взаимодействие астрологии с психологией, которое 
началось ещё в 1920-х гг. в немецкоязычных странах (Германии, Австрии, 
Швейцарии).
Первым человеком, который привлёк внимание учёных-психологов к астрологии, был 
немецкий писатель и журналист Оскар Шмиц (1873–1931). Заинтересовавшись 
астрологией в 1917 г., он параллельно увлёкся идеями выдающегося швейцарского 
психолога Карла Густава Юнга (1875–1961). Лично познакомившись с Юнгом в Цюрихе,
 Шмиц стал активным пропагандистом концепций этого учёного в те времена, когда 
имя Юнга ещё было не очень известно. Видимо, именно Шмиц в начале 1920-х гг. 
заинтриговал Юнга возможностями астрологии. В 1922 г. Шмиц написал книгу “Дух 
астрологии” (переизд. 1930 и 1953), где высказал мнение, что астрология – это 
инструмент, который будет весьма полезен современной психологии [Howe, 1972].
Сам Юнг широко использовал методы астрологии в своих исследованиях и 
консультациях, введя её в практику психоанализа. К принятию астрологии этого 
учёного подвело изучение явления синхронности психических восприятий разных 
людей и объективных процессов реальности, поскольку астрология объясняет этот 
феномен через понятие единых космических ритмов, управляющих коллективным 
бессознательным. Астрология, по словам Юнга, – “вершина всех психологических 
знаний древности”. Проведя ряд статистических экспериментов, касающихся 
астрологических показателей брачных пар, этот учёный пришёл к выводу, что 
поиски системы причинно-следственных связей между влиянием звёзд и явлениями 
человеческой жизни напрасны. Однако глобальный, неделимый характер 
действительности подразумевает самую разную сеть соответствий, как бы ткань, 
составленную из аналогий между макрокосмом и микрокосмом, которые проявляются 
согласно принципу синхронизма [см. Юнг, 1997, с. 181–307]. В письме к А. Барбо 
от 26.05.1954 Юнг писал: “Астрология, как коллективное бессознательное, к 
которому обращается психология, состоит из символических конфигураций: 
“планеты” – это боги, символы власти бессознательного” [цит. по: Семира, Веташ, 
1994, с. 13].
Идеями связи астрологии и психологии заинтересовались в 20-х гг. нашего века и 
другие исследователи. Среди них следует выделить Ольгу фон Унгерн-Штернберг 
(1895–?), которая была как известным астрологом, так и психологом-клиницистом, 
и Герберта фон Клёклера (1896–1950), автора ряда фундаментальных работ по 
астрологии [Kl?ckler, 1926; Kl?ckler, 1929], в которых был продемонстрирован 
психологический подход к трактовке гороскопа. 
Активнейшим пропагандистом идей Юнга в Америке был Дэйн Радьяр (1895–1985). В 
1936 г. вышла в свет его книга “Астрология личности. Представление 
астрологических понятий и идей в свете современной психологии и философии”, 
которая быстро стала среди астрологов классической. Её влияние на современную 
астрологию сравнивают с влиянием “Тетрабиблоса” Птолемея на средневековую 
“науку о звёздах”. Радьяр увидел возможность выработки практического синтеза 
астрологии и глубинной психологии Юнга с точки зрения холистического подхода 
философии Яна Смэтса. Роль астрологии виделась Радьяру в демонстрации 
цикличности и целостности жизни индивидуумов и народов. В отличие от глубинной 
психологии, которая имеет дело с содержанием души, астрология, считал Радьяр, 
способна раскрыть основную структуру личности и жизни. Находясь под частичным 
влиянием гуманистической психологии А. Маслоу, Радьяр сформулировал концепцию 
“гуманистической астрологии”, которую продолжают развивать современные 
астрологи [Радьяр, 1991; Радьяр, 1994].
Ещё одна важная страница в истории психологической астрологии связана с именами 
Бруно и Луизы Хуберов из Швейцарии. Поженившись в 1953 г., они начали 
совместную работу, создавая собственный подход в астрологии и психологии. В 
1959–1962 гг. супруги работали в Италии как ассистенты Р. Ассаджиоли – 
основоположника психосинтеза. Результатом стала разработка синтеза астрологии и 
психологии. В 1968 г. Хуберы основали Астропсихологический институт 
(Astrologisch-Psychologisches Institut; сокр. API) – международное учебное 
заведение в Адлисвилле близ Цюриха. С 1973 г. этот институт обучает студентов 
по трёхгодичной программе, он имеет о
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-